Главная » Книги и журналы

1 ... 21 22 23 24 25 26



Рис. 263. Рисунок внешнего вида здания - экстерьера: а - построение рисунка экстерьера, б - законченный рисунок

ют элементы переднего плана. Детали дальнего плана рисуют более обобщенно: тени прокладывают более легким тоном. Глубину пространства подчеркивает также антураж - часть газона на первом плане, обрезанного рамкой рисунка, и легкие облака.

Контрольные вопросы

1. В чем отличие линейной и воздушной перспективы? 2. Назовите элементы перспективного проецирования. 3.Что называют фронтальной перспективой интерьера? 4, В какой последовательности выполняют рисунок с натуры производственных деталей и узлов?



ГЛАВА XX

ПРИЕМЫ ГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ

§ 89. Основные изобразительные задачи и приемы графического оформления чертежей

Архитектурно-строительная графика включает в себя графические средства и приемы, с помощью которых проектируемые здания и сооружения изображаются на плоскости. Рабочие чертежи, выполняемые в линейной графике, являются основными проектными документами. Однако на начальной стадии архитектурного проектирования зданий и при разработке демонстрационных материалов проекта (см. § 44) возникает необходимость и в других видах изображений - ортого-

нально-проекционных с изображением теней и антуража, аксонометрических и перспективных, а также в специальных чертежах и эскизах по художественной отделке зданий (чертежей фризов, лепных украшений и декоративных панно, плиточных, мозаичных и паркетных полов и т. д.).

В зависимости от назначения и содержания архитектурно-строительных чертежей при их выполнении применяют различные материалы и приемы работы. В качестве графических приемов выполнения чертежей используют: линейную и черно-белую штриховую графику; отмывку тушью; многоцветную, или полихром-ную, графику.

Линейная графика - основной графический прием выполнения архитектурно-строительных чертежей. Линейную графику, с помощью которой передают лишь контурное изображение объекта.

Фасад 1-7


Фрагмент 3 (12)


Рис. 264. Чертежи фасада здания, выполненные различными графическими приемами: а-ъ линейной графике рабочего чертежа, б-в черно-белой (штриховой) графике демонстрационного

материала проекта



применяют на всех стадиях проектирования.

Демонстрационный материал проекта включает в себя также чертежи, при выполнении которых линейная графика дополняется передачей светотени, фактуры и материала здания, а также изображением предметов, окружающих проектируемое здание: людей, растительности, окружающей застройки и т. д.

На рис. 264 показано два изображения фасада здания, выполненных различными графическими приемами. Первое изображение выполнено в линейной графике рабочего чертежа, второе - в черно-белой штриховой графике демонстрационного материала к проекту с нанесением теней и передачей окружающих здание предметов. Волнистыми штриховыми линиями и цветом выделены цветовые вставки на фасаде здания.

На рис. 265 приведено перспективное изображение цеха химического комбината, выполненное в линейной графике. Благодаря высокому положению точки зрения

Многоцветную, или п о л и хр о м-н у ю, графику используют в тех случаях, когда кроме наглядного изображения здания важно показать и цветовую его окраску.

В настоящее время приемы графического оформления архитектурно-строительных чертежей расширились за счет применения акварели, гуаши, темперы, аппликаций из цветной бумаги и других материалов, а также применения набрызга с помощью аэрографа, торцевания жесткой полусухой кистью по трафарету и т. д.

§ 90. Техника отмывки и многоцветной покраски чертежей

Техника отмывки чертежей. Отмывку или покраску чертежей и рисунков выполняют кистью акварельными красками или тушью. Для отмывки применяют мягкие кисти. Хорошая кисть, после того как ее смочат водой, встряхнут, образует острый конец. Отмывку выполняют обычно двумя


Рис. 265. Фронтальная перспектива интерьера цеха химического комбината, выполненная

в линейной графике

хорошо показано оборудование цеха. Уменьшение толщин линий дальнего плана подчеркивает пространственную глубину интерьера.

Отмывку тушью применяют в тех случаях, когда на чертеже (обычно на фасаде или перспективе) требуется более наглядно выявить пространственное построение здания, материал и его фактуру, окружающую здание среду. Все это придает изображению большую выразительность и реалистичность.

кистями - большой {Ni 16...18) и малой (№ 10...12).

Лучшая бумага для отмывки - плотная крупнозернистая чертежная. Если участок, который на чертеже надо покрыть тоном краски или туши, небольшой, то лист бумаги прикрепляют кнопками к чертежной доске или подрамнику, установленному с небольшим наклоном (рис. 266, а). Для работ с большими площадями отмывки бумагу наклеивают на планшет или подрамник следующим образом. Лист





а) Ю

Рис. 266. Подрамник для отмывки {а) и способ наклеивания бумаги (б)

бумаги загибают по краям планшета со всех сторон, смачивают с двух сторон водой и приклеивают края к планшету, слегка натягивая бумагу по углам (рис. 266, 6).

Рисунок или чертеж, предназначенный к отмывке, выполняют в карандаше или обводят тушью. Линии обводки должны быть одинаковой толщины, достаточно тонкими и светлыми по тону, чтобы после отмывки они оказались почти незаметными.

Перед отмывкой всю площадь листа, подлежащую отмывке, смачивают водой. После этого тушь лучше ложится. Отмывка состоит в том, что раствор туши или краски кистью сгоняют вниз и вправо по бумаге. На кисти все время должно быть достаточное количество раствора. Начинают отмывку с верхнего левого угла, равномерно прогоняя тушь горизонтальной полосой до правого края (рис. 267). При этом получится серая полоса с затеком в нижней части. Затем набрав иа кисть тушь, продолжают отмывку, опять слева направо, ио уже несколько ниже с захватом получившегося натека у ранее положенной полосы, не давая ей подсохнуть. Тем самым кисть как бы помогает туши стекать последовательными рядами вниз. Остаток туши у нижнего края снимают отжатой полусухой кистью.

Прн соблюдении указанных правил должен получиться ровный однородный тон. После высыхания наносят еще один-два слоя таким же образом, достигая необходимой силы тона. Надо учитывать, что после высыхания тон туши светлеет.

Часто приходится наносить тон краски с постепенным переходом от темного тона к светлому и наоборот. Это достигается


Рис. 267. Техника отмывки кистью

тем,-что через каждые две-три прокрашенные полосы ослабляют тон, добавляя в раствор воду и перемешивая его. Этим ослабленным тоном делают еще две-три полосы и вновь ослабляют тон. Таким образом на окрашиваемом участке бумаги получится постепенное ослабление тона. Этот прием повторяют несколько раз, тогда переходы и усиления или ослабления тона становятся плавными и в то же время квнтра.стными. Процесс отмывки заключается в постепенном усилении тона в необходимых местах и доведении его до требуемых соотношений.

Для закрепления навыков работы кистью и приемов отмывки полезно выполнить следующее упражнение (рис. 268). На листе формата А4 (210X297) размечают карандашом четыре равных прямоугольника. Первый прямоугольник (рис. 268, а) отмывают ровным светлым тоном туши в два-три приема; второй (рис. 268,6) - с постепенным переходом от светлого к темному (или наоборот). Этот способ отмывки называют слоевым. Вто-



1 о f г J J



Рис. 268. Упражнения (а...г) для усвоения приемов отмывки

рой прямоугольник разбивают на некоторое число горизонтальных полос. Первым очень слабым тоном раствора туши покрывают весь прямоугольник. После про-сыхания первого вторым слоем того же раствора покрывают участок прямоугольника, исключая первую узкую полосу. Затем таким же образом покрывают третий участок и т. д. После нанесения нескольких слоев раствора туши образуется постепенное усиление тона от светлого к темному.

Третий прямоугольник (рис. 268, в) отмывают с плавным переходом от темно-

го к светлому. В этом случае применяют другой способ отмывки - размывный, который сложнее первого, но отмывка выполняется значительно быстрее. Отмывку начинают от верхней кромки прямоугольника раствором туши довольно темного тона; этим тоном закрашивают примерно 1/4... 1/5 его часть. Затем в раствор добавляют немного воды, перемешивают его и этим слегка высветленным тоном окрашивают следующий небольшой участок, не давая высохнуть предыдушему. В результате несколько таких последовательных операций раствор туши постепенно вы-





Рис. 269. Стандартное направление световых лучей по диагонали куба (а); прямоугольные проекции светового луча (б)

светляется. Тон отмывки светлеет книзу и доходит до самого светлого.

В четвертом упражнении (рис.

268, г) предлагается отмыть цилиндрическую выпуклую поверхность при ее освещении слева тем же способом, которым была выполнена отмывка второго прямоугольника. Прямоугольник разбивают на семь вертикальных полос. Крайние слева и справа - шириной 5 мм, средние - 10 мм. Цифры, проставленные сверху, показывают количество слоев, которые необходимо последовательно нанести один на другой. Самое светлое место (блик) не прокрашивают. Самое темное прокрашивают 4 раза.

Светотень. Наряду с линейной и воздушной перспективой светотень - одно из важнейших средств передачи на чертеже формы предмета, пространства и глубины. Общие сведения о светотени были изложены в § 81.

При выполнении светотеневых изображений, построенных в прямоугольных проекциях, условно принято определенное (стандартное) направление параллельных лучей света по диагонали куба (рис.

269, а). На плане и фасаде (на горизонтальной и фронтальной гранях куба) проекции этого луча будут наклонены к оси 0\ под углом 45° (рис. 269, б). Такой выбор направления световых лучей при выполнении архитектурного чертежа и построения теней имеет следующие преимущества: достигаются постоянство и простота построения проекций лучей и теней на чертежах фасада и плана здания;

облегчаются чтение и понимание чертежа, поскольку размер тени, отбрасываемой отдельными частями здания, определяет в масштабе чертежа величину выступов и отступов в глубину фасада. Таким образом, можно на одной фасадной проекции передать с помощью светотени весь характер рельефа и пространственного построения объекта. Например, определив размер падающей тени по вертикали на чертеже фасада здания (см. рис. 264, б), можно определить величину выноса карниза или козырька над входом (вынос карниза составляет около 300 мм, а козырька над входом 1200 мм).

Падающая тень от одного предмета на другой не бывает однородной потону (рис. 270); по мере удаления от предмета, бросающего тень, падающая тень становится все менее насыщенной, а ее границы - менее резкими. Образуется плавный переход от темного к светлому. Контуры же


Рис. 270. Градации светотени в зоне падающей тени




Рис. 271. Отмывка архитектурной детали: а - начальная стадия построения теней и определения освещенности, б - отмывка работы; Я - линия контура падающей тени, С - линия светораздела (граница собственной тени), С-Р - зона собственной тени, Р - рефлекс, Б-бликовая кромка. К - точка касания луча к поверхности четвертного вала; I...4 - ближний и дальние пространственные планы детали

падающей тени в противоположность границе собственной тени остаются четкими.

Для первых работ по отмывке выбирают несложные архитектурные детали: обломы и архитектурные профили с угловой раскреповкой, что позволяет легко построить тени и наметить градации освещенности без использования второй проекции.

На рис. 271 показаны построение контуров теней и распределение освещенности детали, а также заверщенная в отмывке работа. Контуры падающих теней определяют путем проведения к профилю облома проекций светового луча под углом 45° к горизонтали. Штриховой линией на рис. 271, а показана линия светораздела С, или граница собственной тени, по которой световые лучи касаются поверхности

четвертного вала. Эта линия не имеет четких очертаний, т. е. размыта , и образует плавный переход от собственной тени к освещенной части профиля (полутень).

В процессе отмывки и нанесения слоев раствора тущи необходимо учитывать воздушную перспективу. Цифрами 1...4 на схеме обозначены ближний и дальние пространственные планы или глубина отдельных частей детали. Чем дальше от наблюдателя расположена та или иная поверхность детали, тем ее освещенная часть становится темнее, а затемненная - светлее, т. е. светотеневой контраст ослабляется (рис. 271, б).

В зоне собственной тени, в нижней части четвертного вала, образуется рефлекс. Это высветление тени происходит вследствие действия отраженного света от расположенной ниже освещенной поверхности детали. Направление отраженного света противоположно направлению основного света.

В результате постепенного наслоения раствора туши достигается насыщенный тон в тенях, уточняются тональные соотношения как в затененных местах, так и на освещенных участках. При последовательном нанесении слоев слабого раствора туши на обращенных к свету левых (вертикальных) и верхних (горизонтальных) ребрах плоскогранных частей детали оставляют узкую (1...1,5 мм) незакрашенную бликовую кромку. При стандартном направлении света эти ребра поверхности детали будут светлее' всех остальных ее частей, что передает материальность детали. В заключительной стадии отмывки могут быть переданы также отдельные небольшие неровности поверхности детали.

Отмывка путем последовательного нанесения многих слоев раствора слабого тона - длительный процесс. Иногда нужно выполнить отмывку изображения быстро в виде наброска, передав основные тоновые соотношения и характер модели. При этом тот или иной тон наносят раствором соответствующей силы. Следует помнить, что при высыхании тон туши светлеет.

Рассмотрим последовательность отмывки чертежа фасада здания пансионата (рис. 272). Процесс отмывки разделяется на отдельные этапы условно.





iiliHJiiL


Рис. 272. Последовательность отмывки (а .в) фасада здания



На рис. 272, о показан начальный этап работы. На основе эскизного наброска определяют размещение фасада здания на листе и соотношение сторон листа, затем наносят окружающий здание антураж. Линейным рисунком намечают контуры окружающей здание растительности. Далее с помощью плана строят контуры падающих теней; от карнизной плиты, от выступающего вперед левого ризолита на среднюю часть фасада.

На рис. 272, б представлена начальная часть отмывки чертежа. Слабым ровным тоном прокладывают все падающие тени на фасаде здания: отмывкой отделяют от неба холмы и кроны деревьев. Уточняют рисунок отдельного дерева на переднем плане. Выявляют композицию здания, имеющего П-образную в плане форму с двумя сильно выдвинутыми вперед боковыми ризолитами, вторые этажи которых расположены на колоннах.

На рис. 272, в оформление здания в отмывке представлено в законченном виде. Различной силой тона отмывки выявлены все планы по глубине. Дерево на переднем плане и фигуры людей контрастно проработаны в деталях. Падающие тени на выступающих вперед частях темнее, а на средней отступающей назад части фасада светлее. Тени под портиками и от левого ризолита на фасаде изображены с постепенным высветлением тона к земле. Градации светотени на предметах дальнего плана передают слабее и мягче, что создает впечатление большей их отдаленности.

В некоторых случаях детальную отмывку применяют лишь для передачи объемно-пространственного решения самого здания, тогда как окружающий, его антураж выполняют в условной графической манере (см. рис. 264,6).

Многоцветная покраска чертежей. Передачу на чертежах цвета используют в тех случаях, когда цветовое оформление здания используют как одно из основных композиционных средств. Выполнение эскизов художественной отделки зданий также невозможно без применения цвета.

Цвет предмета может видоизменяться в зависимости от того, как освещен предмет: прямым солнечным, диффузным рассеянным (при облачном небе) или искус-

ственным светом. Так, лучи солнечного света высветляют яркость окраски предмета, а в собственной тени, в зоне рефлекса тот же цвет приобретает более насыщенный тон. Кроме того, окраска объектов, находящихся на различном расстоянии от зрителя, также видоизменяется вследствие воздушной перспективы. Удаленные предметы теряют яркость и приобретают голубоватый оттенок.

Все цвета делят на ахроматические - бесцветные , или серые (от белого до черного), и хроматические- цвета спектра с переходами и оттенками. Основные цвета - желтый, синий и красный (рис. 273). При смешении основных хроматических цветов (красного, синего, желтого) один с другим можно получить промежуточные цвета. Например, желтый и синий дают зеленый цвет, синий и красный - фиолетовый, а красный и желтый - оранжевый. На схеме они расположены через один.

Хроматические цвета подразделяют на теплые (красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые цвета) и холодные (фиолетовые, синие, голубые и сине-зеленые).

Такие цвета, как красный и зеленый, оранжевый и сине-зеленый, желтый и голубой, называются дополнительными (на схеме они помещены один против другого). Расположенные рядом, они создают наибольший цветовой контраст между собой, а при смешении -серый тон.

Цветовой тон может обладать различной светлотой, т. е. степенью высветления цвета - различной насыщенностью, которая зависит от присутствия ахроматиче-

Теплые цбета


Синий

ФиалетоВый

ОранжеВый

Красный

Рнс. 273. Схема основных и промежуточных хроматических цветов



СКОРО (серого) цвета, ослабляющего яркость. Для практических целей, как правило, оказывается недостаточно лишь основных и промежуточных цветов. При разных сочетаниях основных и дополнительных цветов можно получить самые различные промежуточные оттенки.

При графическом оформлении чертежей используют различные краски, которые можно разделить на непрозрачные и прозрачные. К непрозрачным относятся гуашь, темпера, клеевые краски. При наложении одного слоя непрозрачной краски на другой верхний слой полностью перекрывает нижний; светлые оттенки образуются добавлением белил. К прозрачным относятся акварельные краски, цветная и черная тушь. При работе прозрачными красками высветление тона достигается добавлением воды в раствор краски, благодаря чему сквозь слой краски просвечивает бумага.

Перед тем как приступить к покраске чертежа, выполним небольшое упражнение (рис. 274). На листе бумаги формата А4 нанесем три окружности радиусом 40 мм так, чтобы они частично перекрывали одна другую. После вычерчивания одной из них центры остальных двух окружностей определяют способом деления окружности на шесть равных частей (см. рис. 24, а). Каждую окружность полностью покрываем чистым (локальным) тоном акварельной краски - желтым, си-


Синий

Красный

Рис. 274. Упражнение по отмывке акварелью (основные и промежуточные цвета)

ним и красным. В местах наложения одного тона на другой образуются промежуточные цвета - зеленый, фиолетовый, оранжевый.

Порядок работы многоцветной акварелью примерно тот же, что и при отмывке.

§ 91. Графическое оформление

эскизов н чертежей по декоративно-художественной отделке зданий

Эскизы и чертежи по декоративно-художественной отделке зданий, носящие прикладной характер, выполняют как в процессе архитектурного проектирования бу-


Рис. 275 Перспектива вестибюля клуба с изображением художественного оформления

интерьера



1 ... 21 22 23 24 25 26
Яндекс.Метрика