Главная » Книги и журналы

1 ... 19 20 21 22 23 24 25 26


Рис. 242. Рисование блока водоотводной трубы с вырезом левой передней части и

построением теней: а - начальное построение, б - законченный рисунок

ВОДНОЙ трубы с вырезом левой передней части и светотенью, выполненной в прямоугольной диметрии (рис. 242), можно сделать без чертежа, задавшись основными параметрами блока (наружным и внутренним диаметром и высотой) и передав н^ глаз соотношение этих размеров. Начальные построения понятны нз рис. 242, а. Эллипсы верхнего основания строим по восьми точкам (см. рнс. 78). Части эллипсов нижнего основания строим по точкам, которые находим, откладывая по вертикали отрезки, равные высоте блока.

Штриховку цилиндрической поверхности наносим и передаем светотенью следующим образом (рис. 242,6). При заданном направлении света (слева сверху) наружная цилиндрическая поверхность блока затеняется к правой ее части, а внутренняя - к левой. Проводим горизонтальные проекции луча касательно к основанию наружного и внутреннего цилиндров (а -А') и определим границу собственной тени - самое темное место на поверхности (А-а). Падающие тени строим путем рисования треугольников, подобных заданному на схеме, как показано на рисунке (треугольник АаА'). Направление луча света и его горизонтальной проекции

выберем произвольно, но так, чтобы светотень хорошо выявила форму изображаемого предмета.

Можно построить и нарисовать падающие тени, задавая направление луча на самом изображении предмета. Например, установим, что точка А верхней кромки блока бросает тень в точку А', тогда горизонтальной проекцией луча будет отрезок а - А'. Остальные точки контура падающей тени строим, рисуя йодобные световые треугольники. Все построения выполняем от руки, на глаз, тонкими линиями.

В плоскостях сечений разреза штриховкой показывают материал блока.

Технические рисунки крупных по размерам строительных конструкций и фрагментов зданий выполняют на основе перспективы (см. § 87, рис. 260).

Контрольные вопросы

1. Что называют техническим рисунком? 2. Чем отличается технический рисунок от аксонометрического изображения и рисунка с натуры? 3. Как построить от руки без применения транспортира оси прямоугольной диметрической аксонометрической проекции? 4. Что такое блик, полутень, рефлекс, пограничный контраст? 5. В чем отличие при выполнении рисунка собственной и падающей тени предмета?



ГЛАВА XIX РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

§ 83. Общие сведения о рисовании с натуры

Рисунок - это изображение объемных предметов в наглядном виде по правилам перспективы, т. е. такими, какими мы их видим в реальных условиях. В этом заключается основное отличие рисунка от чертежа, в котором единое отображение предмета расчленено на две-три его проекции.

В рисунке с натуры изображают видимую форму предмета, которая передает и действительную его форму. В перспективном рисунке крупного по размерам предмета отражаются также положение наблюдателя относительно объекта и действительная величина объекта.

Между действительной и видимой формой предмета имеется различие. Действительная форма предмета неизменна, видимая же его форма многообразна, она постоянно меняется в зависимости от ракурса или поворота предмета относительно наблюдателя и от дистанции наблюдателя.

С разных сторон и расстояний мы видим предмет по-разному, поэтому при рисовании с натуры большое значение приобретает выбор такой точки зрения, при кото-

рой хорошо выявляются объемная форма и характерные особенности изображаемого предмета. Например, если рассматривать прямой круговой цилиндр со стороны основания, то мы увидим лишь круг: боковая поверхность цилиндра не видна. Достаточно несколько повернуть цилиндр, чтобы получить правильное представление о его форме. Для лучшей передачи формы и объемности предмет для зарисовки устанавливают в таком повороте, чтобы его форма хорошо выявлялась.

Приступая к рисованию с натуры, прежде всего необходимо уяснить форму предмета, мысленно расчленив его на составляющие элементы.

Окружающие нас предметы, строительные детали и конструкции обладают различными внешними признаками: физическими (материал, цвет, фактура, освещенность) и геометрическими (форма, соотношение размеров, взаимное расположение отдельных частей).

Основная задача рисования с натуры, особенно на начальном этапе,- верная передача в рисунке геометрических признаков предмета. В дальнейшем в зависимости от поставленной задачи на рисунке передают и физические признаки предмета.

Рисунок с натуры может быть длительным по времени исполнения и закончен-


Рис. 243. Перспективные сокращения равных по величине элементов объекта по мере их удаления от наблюдателя в глубину и персгективная сходимость параллельных прямых в точке схода; F - точка схода, h - h - линия горизонта



ным или выполняться быстро, с передачей формы предмета в общих чертах. В последнем случае рисунок называют наброском или эскизом. Помимо своего самостоятельного назначения эскиз бывает необходим в тех случаях, когда требуется, перед тем как приступить к длительному основному рисунку, решить некоторые композиционные задачи - проверить выбор точки зрения, установить общую композицию рисунка и размещение изображения на листе.

По технике выполнения и характеру графики рисунок с натуры бывает тоновый и линейный. На тоновом рисунке средствами штриха и тушевки подробно передают светотеневые отношения и форму предмета, а на линейном - линией одного тона очертания предмета и отдельных его частей.

Изображение предмета в перспективном рисунке с натуры значительно нагляднее аксонометрического изображения, поскольку на рисунке отражаются перспективные сокращения, т. е. уменьшение предмета по мере его удаления от наблюдателя (рис. 243).

Проектирование зданий и сооружений, конструирование машин и различных механизмов начинается с рисунка. Прежде чем выразить свои замыслы в чертежах, проектировщик выполняет рисунки и эскизы, с помощью которых уточняет и совершенствует первоначальное проектное решение.

§ 84. Наблюдательная перспектива и перспективные построения

Наблюдательная перспектива. Рисование с натуры объединяет два процесса: во-первых, зрительное восприятие предмета, правильную оценку его формы и пропорций и, во-вторых, изображение видимой формы предмета на плоскости. Большую помощь при этом оказывает знание правил наблюдательной перспективы, полученное в результате непосредственного изучения окружающих нас предметов в натуре.

Различают две части общей перспективы: линейную - изображение очертаний предметов и воздушную - изображение светотеневых и цветовых изменений пред-

метов в пространстве в зависимости от их удаления от наблюдателя.

Основная особенность наблюдательной перспективы - перспективное сокращение, т. е. кажущееся уменьшение предметов по мере их удаления от наблюдателя. Степень этого уменьшения пропорциональна расстоянию от предмета. Чем ближе предмет расположен к наблюдателю, тем он вопринимается в перспективе большим по сравнению с одинаковым с ним, но более удаленным предметом, например размеры колонн на рис. 243. В результате параллельные прямые воспринимаются сходящимися в одной точке - точке схода F. Для горизонтальных прямых точка схода расположена на линии горизонта h-h. Вертикальные прямые в перспективе остаются параллельными одна другой (вертикальные ребра зданий).

От положения точки зрения наблюдателя зависит характер перспективного изображения предмета. Видимая форма предмета заметно изменяется при перемещении наблюдателя вправо и влево относительно первоначальной точки зрения и при обходе вокруг объекта.

Видимая форма предмета зависит также от дистанции наблюдения (рис. 244). Сходимость прямых линий, или перспективный ракурс, тем больше, чем ближе расположена точка зрения относительно предмета. Если наблюдатель находится близко к объекту (точка / - горизонтальный угол зрения 45°), сходимость горизонтальных прямых в перспективе становится значительной, при этом точки схода F\ и Fi прямых приближены к изображению предмета. По мере удаления точки зрения (точки 2 и 5 - углы зрения 30 и 15°) перспективный ракурс уменьшается, точки схода прямых отдаляются вправо и влево и обычно оказываются за пределами листа. Перспективное изображение предмета в этих случаях выглядит по-разному.

При близкой точке зрения (изображение /) перспектива предмета приобретает большую выразительность, но вместе с тем и неестественный вид. При дальней точке и небольшом угле зрения (изображение /) перспектива изображаемого объекта становится вялой и невыразительной. Наиболее выразительное и естественное -




tHc. 244. Влияние дистанции наблюдения на перспективное изображение

предмета:

I...3 - точки зрения; /... / - изображение предмета из соответствующих точек

перспективное изображение (угол зрения 30°). Таким образом, на перспективном изображении отражаются не только форма и положение предмета в пространстве, но и точка зрения, т. е. положение рисующего относительно предмета. Поэтому правильный выбор точки зрения (наилучший угол зрения 20...40°) и расстояние до изображаемого предмета имеют при рисовании с натуры важное значение.

При рисовании с натуры строительных конструкций, архитектурных фрагментов и различных сооружений знание некоторых основных закономерностей перспективы дает возможность правильно выполнить необходимые перспективные построения на рисунке и избежать ошибок. На рисунке наносят линию горизонта h - h и точки схода F\ и Fi параллельных

прямых, если они помещаются на листе, или проводят в пределах листа вспомогательные прямые, идущие в точки схода. Буквенное обозначение при этом наносить не следует.

Существуют точные геометрические методы построения перспективных изображений, в основе которых лежит центральное проецирование предмета на плоскость (см. § 15). Эту проекционную плоскость при рисовании с натуры мы ие ощущаем, однако, производя зрительные сравнения отдельных частей изображаемого предмета в перспективе нлн пользуясь так называемым визированием карандашом на вытянутой руке, мы как бы совмещаем перспективные размеры в одну воображаемую плоскость, после чего полученные соотношения переносим на рисунок.




Рнс. 245. Схема построения перспективы здания: а - исходные элементы построения перспективы на плане и фасаде здания, б - перспектива здания, построенная с увеличением исходных данных в 2 ра:*а; 1 ...3 - проекции ребер объекта, S - наблюдатель,

а угол зрения. К - картинная плоскость

Перспектива здания. Чтобы построить перспективное изображение здания, необходимо иметь две прямоугольные проекции предмета - план и фасад (рис. 245, а). На плане здания определим положение центра проецирования или точки зрения 5 (положение наблюдателя) и положение плоскости проекций или картинной плоскости К- На фасаде наметим высоту линии горизонта Л - Л. Из точки зрения 5 проведем через характерные точки плана здания , / проецирующие прямые и определим точки 2, 3 их пересечения с основанием картины К. Далее найдем точки схода параллельных прямых продольного Fi и поперечного F2 направлений, проведя из точки зрения 5 прямые, параллельные соответствующим сторонам плана здания, до пересечения с плоскостью К- Полученные точки затем перенесем на перспективу (рис. 245, б). Перспектива здания построена с увеличением исходных данных в 2 раза.

На плане в точке /, где картинная плоскость К совпадает с ближним углом здания, его вертикальное ребро проецируется в натуральную величину. Размер реб-

ра / также перенесем на перспективу, увеличив его, как и все измерения, в 2 раза. Остальные вертикальные ребра проецируются сокращенными. Из концевых точек ребра / проведем прямые в точки схода F\ и F2, которые определяют перспективные размеры вертикальных ребер 2 и 3, поскольку горизонтальные прямые в перспективе изображаются сходящимися в точках схода.

При рисовании с натуры архитектурного объекта рисующий не пользуется его планом и фасадом, не определяет положение картины и точки зрения (последняя задана положением рисующего), а выполняет перспективные построения аналогично описанным ранее (см. рис. 245,6).

Перспектива интерьера. На рис. 246 приведено построение перспективы интерьера (внутреннего вида) здания прямоугольного в плане очертания. На плане определяется положение точки зрения 5. При построении перспективы интерьера, как и при рисовании с натуры, допускается увеличивать углы зрения до 50°, чтобы в поле зрения и на изображении оказалась большая часть внутреннего пространства.




Рис. 246. Схема построения фронтальной перспективы интерьера здания

Картинная плоскость К расположена параллельно задней, фронтальной стене помещения (в данном примере картинная плоскость совпадает с нею). Перспектива, построенная при таком положении картины, называется фронтальной в отличие от угловой перспективы (см. рис. 245), когда картинная плоскость не параллельна ни одной из вертикальных плоскостей объекта.

При построении фронтальной перспективы интерьера определяют только одну точку схода / для горизонтальных прямых продольного направления, перпендикулярных картине. Горизонтальные прямые поперечного направления, параллельного картине, не будут иметь точки схода; они и иа перспективе изображаются горизонтальными.

Через точки / и /V плана (рис. 246) проведем проецирующие лучи до пересечения с картинной плоскостью К в точках /о и 4й. Эти точки, а также точки и /, которые совпадают с картинной плоскостью, перенесем на линию горизонта Л - Л. Поскольку вертикальные ребра и / интерьера совпадают с картинной плоскостью, они должны проецироваться в действительную величину. Проведя на перспективе прямые из точки схода F через верхние и нижние концы ребер 2 и 3 до пересечения с верт1;кальными прямыми, проведенными через точки I ч 4, получим перспективу всех четырех вертикальных ребер помещения, а также перспективу продольных горизонтальных прямых, идущих в точку схода F. Далее проведем горизонтальные прямые, соединяющие попарно ближние и дальние вертикальные ребра интерьера.

Воздушная перспектива. При рисовании с натуры следует правильно передавать воздушную перспективу, т. е. светотеневые изменения на поверхности предмета, которые зависят не только от формы предмета и его положения относительно источника света (см. § 81), но и от того, на каком


Рис. 247. Восприятие светотеневого контраста в пространстве: - ослабление контраста по мере удаления, б - пограничный светотеневой контраст



расстоянии от наблюдателя находится предмет или отдельные его части.

Воздушная перспектива - часть наблюдательной перспективы; ее закономерности выявлены в результате натурных наблюдений. Тот или иной слой воздуха, который разделяет наблюдателя и объект восприятия, влияет на воспринимаемую яркость освещенных мест и силу светотени. Чем дальше находится предмет от наблюдателя, тем различие между освещенной и затененной частями предмета, так называемый светотеневой контраст, погашается и становится менее резким (рис. 247, а). И, наоборот, чем ближе расположен предмет к наблюдателю, тем освещенные поверхности становятся светлее и ярче, а затененные - темнее, светотеневой контраст усиливается (рис. 247,6).

В процессе рисования с натуры учитывают и передают на рисунке воздушную перспективу даже при относительно небольшой глубине изображаемого пространства. Это дает возможность выявить в рисунке на плоскости пространствен-ность изображаемой композиции.

§ 85. Организация рабочего места и приемы рисования

Начиная работу над рисунком с натуры, принимают во внимание освещение не только модели, но и самого рисунка. Источник света должен находиться слева сверху. Бумагу прикалывают кнопками к гладкой доске, которую устанавливают почти вертикально. Доску с бумагой располагают прямо перед рисующим, на линии между глазом и натурой так, чтобы не заслонять последнюю. Сесть надо на таком расстоянии, чтобы модель и часть окружающего пространства легко охватывались взглядом без поворота головы. Это расстояние, если модель небольшого размера, около 2...3 м.

Для рисования с натуры применяют подставки (рис. 248) или мольберты. Подставку с рисунком можно оставить в заданном положении и отойти от нее, чтобы рассмотреть свою работу с некоторого расстояния. На горизонтальной планке подставки размещают запасные и заточенные карандаши, мягкую резинку (жесткая непригодна, поскольку она портит поверхность бумаги) и др.


Рис. 248. Подставка для рисования

Для рисования нужно подготовить мягкие графитные карандаши М или 2М, которые должны быть заточены остро, чтобы можно было наносить тонкие линии концом графита карандаша, а широкие штрихи - положив графит почти плашмя. Затачивают карандаш на длину 20...30 мм со стороны, противоположной маркировке на нем (рис. 249, а). Карандаш держат свободно, примерно по середине его длины, чтобы не стеснять движение руки (рис. 249,6). Бумаги может касаться только мизинец, что облегчает проведение плавных и длинных линий в начальной стадии работы и дает возможность держать плоскость рисунка дальше от глаз. При уточнении деталей на рисунке карандаш берут ближе к острию (рис. 249, в).

Качество бумаги имеет большое значение при работе карандашом. Рекомендуется использовать чертежную бумагу с шероховатой поверхностью: глянцевая бумага для рисования непригодна. Для рисования выбирают более шероховатую сторону бумаги.

Приступая к рисованию с натуры, выполняют предварительную работу в такой последовательности; анализируют форму предмета, а также взаимосвязь между отдельными ее элементами; находят выгодную точку зрения, с которой форма и объемность предмета выявляются наилучшим образом; определяют положение предмета относительно линии горизонта, величину перспективных сокращений и примерное местоположение в перспекти-




I If)

Рис. 249. Заточка карандаша (а) и приемы работы им (б, в)

ве точек схода прямых; определяют композицию рисунка и его размещение на листе; выявляют основные пропорции модели и соотношения ее частей; находят наиболее простой способ построения рисунка; учитывают характер распределения светотени иа поверхности модели.

Начинают рисунок тонкими слабо заметными линиями. Прежде чем провести линию, надо ясно представить себе, как она должна пройти, проследить взглядом ее путь, а затем провести ее широким движением на всю длину. Если первая линия выполнена неверно, проводят другую, не стирая первую. Злоупотреблять резинкой ие следует. Когда рисунок будет в основном построен, выделяются основные линии, определяющие форму предмета. При передаче светотени эти линии еще больше закрепятся, но вместе с тем оии постепенно исчезнут и заменятся тоновым разграничением света и тени.

Для выражения формы предмета и передачи светотени пользуются штрихами. В отличие от линии, которая передает границы и форму предмета, штрих выявляет форму поверхности. Штрихи наносят ие острием графита карандаша, а графитом, положенным плашмя. Если штрихи расположены иа близком расстоянии один от другого, создается однородная тоновая поверхность. Так поступают в начальной стадии работы до окончательной передачи всех деталей предмета. В дальнейшем штрихи можно делать более четкими, с незначительным увеличением расстояния между ними.

Своим направлением штрих должен характеризовать форму предмета и его поверхности (см. рис. 237). Если нужно выполнить теиь иа изображении плоскости.

например грани тела, штрихи наносят в виде параллельных прямых линий. Если же изображают кривую поверхность, то штрихи, следуя за ее формой, также наносят кривыми линиями, расположенными рядом одна с другой. Плотность и направление штриха принимают такими, чтобы вернее передать форму предмета, его материальность и фактуру.

§ 86. Рисование геометрических тел

Рисование с натуры начинают с несложных работ, выбирая для этого модели простой геометрической формы - куб, призму, цилиндр. При рисовании правильных геометрических тел легче обнаружить и исправить ошибки. Прежде чем приступить к работе, внимательно изучают форму модели и ее строение. Необходимо также рассмотреть модель с разных сторон и выбрать наиболее выразительный поворот и ракурс.

Рисование куба. Перспективный рисунок куба может быть сравнительно легко построен и проверен различными способами: сравнением и визированием. Как уже говорилось ранее, для правильной передачи иа рисунке пропорций и формы предмета важны не действительные размеры объекта и его частей, а видимые, перспек-тивио-измеиениые их соотношения.

На рис. 250 показана модель куба для рисования с натуры в заданном повороте и ракурсе относительно рисующего. Для того чтобы точнее определить, например, кажущееся соотношение ширины левой вертикальной грани куба и уже устаиов-леииой иа рисунке высоты переднего вертикального ребра, пользуются приемом




Рис. 250. Приемы сравнения величин в перспективе визированием: а - поперечник грани принят за единицу измерения, б - визуальное совмещение единицы измерения с вертикальным ребром куба

визирования карандашом. Карандаш держат в вытянутой руке перпендикулярно лучу зрения, совмещая острие карандаша с крайней левой точкой измеряемой части модели. Большим пальцем на карандаше ограничивают отрезок, равный ширине грани (рис. 250, а). Затем, не меняя положения большого пальца и не сгибая руки, поворачивают карандаш в вертикальное положение и совмещают этот отрезок карандаша с вертикальным ребром куба (рис. 250,6), отмечая на глаз различие между этими элементами.

Помимо проверки перспективных или кажущихся соотношений частей предмета очень важно правильно определить и пере-

дать на рисунке величину наклона в перспективе уходящих в глубину горизонтальных прямых предмета. В этом случае также используют визирование карандашом (рис. 251, а). Карандаш держат горизонтально, а на рисунке в соответствующем месте проводят вспомогательную горизонтальную линию. Затем сравнивают кажущиеся углы а и р с отмеченными на рисунке и, если необходимо, корректируют построения.

При рисовании с натуры следует правильно передать не только видимые соотношения величин, но и перспективные ракурсы - кажущиеся наклоны в перспективе горизонтальных прямых. На рис.

Г

-t-ф


Рис. 251. Проверка визированием перспективного наклона горизонтальных ребер куба (а); неверно построенные в перспективе наклоны ребер куба искажают его форму (б)



251,6, так же как и на рис. 251, а, правильно переданы видимые соотношения вертикальных граней, но неверно нанесены величины углов между основаниями двух видимых граней и вспомогательной горизонталью. В результате мы видим на рис. 251,6 не куб, а удлиненный параллелепипед. Таким образом, чем больше сокращается в перспективе ширина грани, тем большим воспринимается кажущийся .наклон ее горизонтальных ребер.

Визированием пользуются лишь на начальной стадии обучения рисованию с натуры, поскольку оно задерживает развитие глазомера. Визирование не предшествует рисованию, а завершает отдельные его этапы и служит для контроля и проверки уже выполненных на рисунке построений.

Рассмотрим приемы последовательного выполнения рисунка куба (рис. 252). Прежде всего тонкими линиями наметим границы изображения с боков, снизу и сверху (рис. 252, а). Вертикальные отрезки слева и справа отмечают крайние очерковые ребра куба. Затем между ними проведем вертикальный отрезок - положение сред-

него ребра, разграничивающего две видимые вертикальные грани, и засечкой сверху отметим его высоту. Кажущуюся ширину этих граней проверим визированием карандашом, как было указано ранее.

После того как на рисунке построено ближнее ребро и намечено положение двух других вертикальных ребер, определим положение их вершин с помощью вспомогательных горизонтальных прямых, отметив на среднем ребре соответствующие отрезки (рис. 252,6).

Для проверки изображения верхней грани куба продолжим ближнее вертикальное ребро вверх и отметим на нем горизонтальной засечкой вершину дальнего, невидимого вертикального ребра. Через полученные путем засечек вершины куба проведем наклонные прямые - изображения горизонтальных ребер куба, идущие в правую и левую точки схода и слегка сходящиеся в их сторону (линия горизонта проходит выше куба). Эти линии продолжим до границ листа, что облегчит проверку степени их сходимости. Все эти построения выполним тонкими ли-



Рис. 252. Последовательность (а...г) рисования куба с натуры



1 ... 19 20 21 22 23 24 25 26
Яндекс.Метрика