Главная » Книги и журналы

1 2 3 4 ... 16

Строительство подземных сооружений

В городском подземном пространстве, в основном, размещаются технические объекты обеспечения жизнедеятельности и нормального функционирования современного города, включая:

инженерные коммуникации и сооружения, трубопроводьЕ различного назначения, кабельные прокладки, общие городские коллекторы, головные сооружения водопровода и канализации, насосные станции, бойлерные, вентиляционные и калориферные камеры, трансформаторные подстанции, центральные тепловые п>нкты, ремонтно-эксплуатационные комплексы и проч.;

инженерно-транспортные сооружения: транспортные топпе-ли автомагистралей, пещеходные переходы, помещения автостанций и вокзалов, гаражи-стоянки;

торговые и культурно-развлекательные комплексы, помещения зрелищных и административных зданий; ,

поме1цения торговли, общественного питания, коммунально-бытового обслуживания и связи, объекты складского хозяйства и промышленного назначения;

основные и вспомогательные помещения подземной части жилых зданий;

защитные сооружения гражданской обороны;

специальные сооружения.

Большинство перечислегшых объектов возводится открытым способом:

в насыпи;

в котлованах с незакрепленными откосами;

в котлованах с использованием временных ограждающих конструкций;

в котлованах с использованием постоянных ограждающих;

в котлованах с использованием специальных способов строительства.

При этом городское подземное строительство в подавляющем большинстве случаев ведется в сложных для выполнения строительных работ условиях, к которым относятся (74]:

устройство котлованов вблизи фундаментов зданий и действующих подземных и заглубленных сооружений, в том числе ниже отметки заложения несупщх конструкций;



устройство котлованов по периметру фундаментов, когда создаются условия для выпирания грунта из-под подошвы и возникновения просадок;

устройство котлованов при глубине более 4 м с вертикальными стенками;

закрепление грунта под подошвами фундаментов и в откосах котлованов;

выполнение работ в действующих производственных цехах и на застроенной территории;

устройство подземных и заглубленных сооружений в насыпных грунтах, содержащих обломки строительных конструкций и другой строительный мусор, остатки старых фундаментов и заглубленных сооружений и т.п.;

невозможность примене1£ия динамических методов воздействия на грунт вблизи существующих зданий и сооружений, действующих инженерных коммуниканий и пр.;

необходимость понижения уровня подземных вод ниже отметки заложения фундаментов существующих зданий;

отсутствие площадей, необходимых для размещения складов строительных материалов и конструкций, оборудования, мащин и механизмов, временных зданий и сооружений, подкрановых и подъездных путей;

ограничение возможности транспортировки крупногабаритных и длинномерных грузов и въезда на площадку средств механизации и транспорта.

Подземное строительство в городских условиях нередко сопровождается специальными работами по улучшению строительных свойств грунтов, поддержанию норма.дьного эксплуатационного состояния прилегающих к строительной площадке зданий, сооружений, транспортных и инженерных коммуникаций, снижению уровня подземных вод и противодействию их проникновения в котлован, а также комп.дексными работами, направленными на предотвращение всех негативных по отношению к ведущемуся строительству явлений.

Правильность выбора технологии производства основных и вспомогательных работ во многом определяет сроки и стоимость строительства, безопасность и безаварийность строительного процесса.

Часть I

ОГРАЖДЕНИЯ КОТЛОВАНОВ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГОРОДСКИХ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕЛКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ

1.1. Организация работ при строительстве городских подземных сооружений

Период времени, отводимый на строительство подземного сооружения, обычно подразделяют на три этапа:

1. подготовительный; на этом этапе возводят все наземные объекты, необходимые для нормального ведения нолзсмпых работ, выполняют усиление фундаментов прилегающих зданий, а также другие работы, необходимые для обеспечения нормального функционирования строительного процесса;

2. основной - возводятся подземное сооружение и все наземные объекты, необходимые для его эксплуатации;

3. заключительный - проводят отделочные и монтажные работы, разбирают временные здания и сооружения, восстанавливают инженерное благоустройство территории и ликвидируют строительную площадку.

Перед началом подготовительного периода проводятся организационные мероприятия, связанные с составлением задания на проектирование, разработкой и утверждением проектно-сметной документации, решением основных вопросов финансирования работ, согласованием планов материально-технического снабжения и поставки оборудования, оформлением документации и отводом в натуре земельного или горного участка*, освобождением территории, отводимой под строительство, согласованием планов строительно-монтажных работ между генеральным подряд-

* Горным участком (или горным отводом) называется геометризованный блок недр, размеры и размещение в плане и профиле которого определяются положением и габаритами -частка строительства и эксплуатации подземного сооружения, границей безопасности ведения подземных работ, лонами сдвижения горных пород, контурами предохранительных целиков пол природными объектами, зданиями и сооружениями и другими факторами, влияющими на состояние недр и земной поверхности (Закон РФ О недрах*).



чиком и субподрядными организациями и решением других Организационно-производственных вопросов.

В этот период времени проектной организацией в составе технического проекта раз])абатывается проект организации на полный объем строительства (НОС), а подрядной или субподрядной строительной организацией по рабочим чертежам и с учетом решений ПОС разрабатывается проект производства работ (ППР) на возведение сооружения r целом или на конкретный вид работ, выполняемых этой организацией (возведение ограадения котлована, земляные работы, бетонные работы и пр.).

ППР должен включать в себя:

календарный план производства работ и (или) комплексный сетевой график, устанавливающие последовате.тьность и сроки выполнения работ и определяющие количественный и качественный состав строительных бригад, применяемые машины и механизмы, оптимальную потребность в трудовых ресурсах, а также выделять этапы и комплексы работ; строительный генеральный план, определяющий границы строительной площадки и виды ее ограждений; расположение временных и постоянньгк инженерных сетей и коммуникаций (наземных, подземных и воздушных), временных и постоянных дорог; схемы движения транспорта и строительных механизмов; места установки строительных и грузоподъемных машин с указанием путей их перемепгения и зон действия; размещение (-у-ществующих, временных и строящихся зданий и сооружений, опасных зон, путей и средств спуска на рабочее место, а также п1:м>ходов по строительной площадке; раг^мещение источников и средств энергоснабжения и осве1цения; местоположение устройств для сбора строительного мусора, площадок и помещений для складирования материалов, административно-бытового комбината, зон выполнения ]забот повышенной опасности; график поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования; график движения рабочей силы;

график движения основных строительных машин по объекту; технологические карты или схемы, разрабатываемые на выполнение отдельных видов работ с описанием их последовательности, сроков и методов производства, необходимых трудозатрат, потребности в материалах, машинах, оборудовании

и средствах защиты, включая схемы операционного контроля качества выполняемых работ;

7. решения по геодезическому и маркшейдерскому обеспечению;

8. проектные разработки решений по технике безопасности;

9. решения по прокладке временных инженерных сетей и перекладке коммуникаций, попадающих в зону строительства;

10. пояснительную записку;

11. технико-.экономические показатели.

Обеспечение качества строительной продукции при осуществлении всех видов строительных, монтажных и специальных работ достигается путем контроля соответствия выполняемых операций проекту и действующим нормативным документам*. В сложившейся строительной практике для обеспечения требуемого качества работ возможные (и неизбежные) отклонения от проекта должны соответствовать установленным допускам, что проверяется при приемке работ. При превышении допусков продукция считается браком, заказчиком она sie принимается и не оплачивается. Переделка непринятых работ выполняется ,за счет подрядной или субподрядной организации, допустившей брак.

Контроль качества строительных работ при возведении под-.земных конструкций предусматривается при разработке проектной документации и включает в себя нижеследующие процессы: 1. Технический (инженерно-геологический, гидрогеологический и инженерно-экологический) контроль за возведением сооружения:

1.1. проверка соответствия грунтов, по.тожения сооружения на местности и общей компоновки плана указанным в проекте;

1.2. проверка исполнительного генплана нлон1адки с отражением всех изменений, внесенных за время строительства;

1.3. проверка устойчивости бортов и днища котлована, временного крепления откосов, в,тияния вскрытия котлована на соседние здания и соорулсения;

1.4 проверка местоположения имеющихся на местности коммуникаций и имеющихся из них утечек с организацией в процессе строительства и после его завершения проверки герметичности основных трубопроводов и сооружений;

Перечень соответствующей нормативной документации см. в конце книги.



1.5. установление контроля за работой водопонизительной системы, выявление возможных размывов грунта, контроль химического состава подземных вод:

1.6. проверка системы сброса откачиваемых вод;

1.7. проверка наличия трещин, осадок и деформаций существующих зданий и сооружений, просадок грунта вблизи строящегося здания.

2. Контроль качества материалов и конструкций:

2.1. входной контроль качества бетонных смесей, других ма-териал1}В и готовых изделий, поступающих на строительную площадку Контроль бетонных смесей на стройплощадке осуществ;шется по оценке их подвижности и во-донементному отношению. Кроме этого должно быть произведено определение кубиковой прочности бетона в 7-ми или 28-ми дневном возрасте. Входной контроль готовых изделий, в основном, осуществляется визуально по их внешнему виду размерам, наличию дефектов и повреждений. Для ответственных сооружений может проводиться проверка прочности материала готовых конструкций неразрушающими методами;

2.2. операционный контроль, который выполняется в процессе прои:)водства работ в соответствии с проектной документацией и осуществляется службой технического надзора заказчика с участием авторов проекта и исполнителей работ;

2.3. инспекционный контроль, выполняемый по требованию заказчика.

При строительстве зданий и сооружений в охранной зоне городской застройки, памятников культуры и архитектуры, культовых сооружений, а также объектов I уровня ответственности дополнительно должна быть организована сеть высокоточных геодезических паблк1де1£ий за осадками близлежащих зданий и сооружений (геотехнический мониторинг осадок).

Приемка работ от бригады производится начальником участка, а при сдаче законченного строительством объекта заказчику комиссией, в состав которой входят представители заказчика, проектной организации, подрядчика, СЭС, пожарной инспекции, органов государственного строительного надзора и др.

Повышению качества выполняемых работ способствует операционный контроль, проводимый производителями работ. Осо-

бое внимание при подземном строительстве уделяется скрытым работам, т.е. работам, результаты которых в дальнейшем становятся недоступными для визуальной и инструментальной оценки. Скрытые работы в обязательном порядке оформляются соответствующими актами, без подписания которых представителями заказчика, проектировщика и подрядчика дальнейшее производство работ не допускается.

Одним из условий обеспечения высокого качества строительства является постоянный авторский контроль проектной организации, а также технический надзор заказчика. Для обеспечения сроков и качества выполняемых работ повсеместно принята практика регулярных (еженедельных или ежедекадных, а в особых случаях и ежедневных) оперативных совещаний с участием представителей всех организаций - участников строительного процесса.

В последние годы все более широкое значение приобретают системы управления качеством в строительстве. Они предусматривают установление, обеспечение и поддержание требуемого воздействия на условия и факторы, влияющие на качество путем организации и внедрения правил работы и взаимодействия внутри предприятия, которые определенным образом документируются. Документированные процедуры охватывают все элементы, включенные в систему качества, и описывают, как следует осуществлять конкретную деятельность по обеспечению качества.

Основные принципы систем управления качеством заключаются в следующем:

цель работы - ноль дефектов;

правило работы - предупреждение дефектов, а не их устранение;

развитая система самоконтроля - все производственные отношения между персоналом строятся как отношения потребителя и поставщика;

постоянное обучение персонала.

Построение системы качества на предприятии базируется на серии государственных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000, ус-танавливаюп1их общие требования к выбору модели системы качества, а также требования к самой системе качества, и определяющие, какие элементы необходимо рассмотреть для включения в систему качества и требования к документации систем качества.



Система качества должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить соответствующее и непрерывное управление всеми видами деятельности, влияющими на качество конкретной продукции проектной или строительно-монтажной организации. Система качества должна быть ориентирована на проведение профилактических воздействий, помогающих избегать возникновения проблем и сохранять способность реагирования на возникающие отказы и их устранение. При этом система качества должна предусматривать правильное обозначение, распространение, сбор и ведение всех документов по управлению качеством.

Разработка и внедрение системы качества включает следующие этапы;

1. обеспечение соответствия системы качества требованиям ГОСТ;

2. подготовка соответствующей документации системы качества;

3. подготовка соответствующих документированных планов качества для всех этапов производства - от исходной документации на проектирование до конечной продукции в виде законченного строительством объекта;

4. внедрение системы качества, документации и планов качества. Таким образом, для того, чтобы система качества стала

неотъемлемой частью жизнедеятельности проектной или строительно-монтажной организации, необходимо регламентировать деятельность, ответственность и полномочия всех подразделений строительной организации и отдельных сотрудников в области качества в положениях по подразделениям и должностных инструкциях.

1.2. Подготовительные и вспомогательные работы

До начала выполнения на объекте строительных работ, в том числе подготовительного периода, заказчик обязан получить в органах государственного архитектурно-строительного надзора разрешение на выполнение строительно-монтажных работ.

Перед началом основных строительно-монтажных работ по возведению подземного сооружения выполняются подготови-

тельные и вспомогательные операции, включающие: подвод временных дорог, линий электропередачи, водопровода, водотведе-ния, очистных сооружений, освоение строительной площадки, завоз необходимых материалов и оборудования, переустройство инженерных сетей и подземных коммуникаций, разбивка в натуре осей подземного сооружения, усиление фундаментов зданий, расположенных в непосредственной близости от строительной площадки, и т.д.*

Все работы подготовительного периода принято подразделять на внутриплощадочные, вьто,тпяемые непосредственно на строительной площадке, и внеплощадочные, выполняемые за пределами строительной площадки.

Для обеспечения строительства электроэнергией к строительной площадке подводят линию электропередачи (ЛЭП). В зависимости от масштабов, сроков строительства, местоположения строительной площадки в черте города и условий электроснабжения участка застройки возмолсно сооружение постоянной или временной ЛЭП, подсоединяемой к свободному фидеру районной подстанции, транс(1)орматорной станции б-тижайшсго действующего предприятия или к проходящей вблизи строительства ЛЭП. При значительной удаленности строительной площадки от источников электроэнергии или (что бывает значительно чаще, лаже в условиях крупных городов и городов-мегаполисов) при недостатке мощности районной подстанции обеспечение строительства электричеством, как минимум на начальный период, может производиться с помощью передвижных электростанций, действующих от двигателя внутреннего сгорания (ПЭС). Обычно применяются следующие ПЭС: ДГ-50, АД-70, ДГ-400.

На строительной площадке размещают трансформаторную подстанцию, стужащую для приема электроэнергии, ее трансформации и распределения по потребителям.

От строительной площадки до ближайшего телефонного узла прокладывают линию телефонной связи.

Для доставки на строительную пло1цадку строительных конструкций, материалов и оборудования в любое время года и независимо от погодных условий необходимо предусмотреть сооружение внутрипостроечных дорог. Б городских условиях это

Более подробно см. [75]



прежде всего временные автомобильные дороги, прокладываемые с помощью сборных железобетонных плит, укладываемых на песчаную подушку

Обеспечение строительства водой осуп1ествляют от ближайшего действующего водопровода или, при его отсутствии, путем бурения артезианской скважины. Для технического водоснабжения могут использоваться близлежащие водоемы. В особых случаях возможна доставка воды в автомобильных или железнодорожных цистернах.

При возведении пассажирских обустройств и реконструкции остановочных пунктов участка скоростного движения Москва-пассажирская-Ярославская - Мытищи снабжение строительства водой осуществлялось железнодорожными цистернами со специальных пожарных поездов. Вода, в основном, расходова.пась на санитарно-бытовые нужды и приготовление бетона.

Вода в период строительства расходуется на производственные нужды (охлаж.тение компрессоров, приготовление бетона, мойка мапп1н, снабжение котельной и т.[г,), санитарно-бытовые нужды (душевая, столовая) и противопожарные нужды. Потребность строительства в воде определяется путем расчета на основании следующих норм: на приготовление бетона - 250 л/м-*, приготовление сложных и цементных растворов 190-275 л/м', мойка автотранспорта - 400-700 л/сут на одну машину, душ - 25-30 л в течение 5 мин на одного человека, санитарно-бытовые нужды - 200 л/сут, противопожарные нужды - до 10 л/с.

Для отвода технических и бытовых вод, в соответствии с требованиями охраны окружаюи1ей среды, прокладывают канализа-цноиный трубопровод с очистными сооружения.мн.

При открытом способе ведения строительных работ строительные площадки могут располагаться по всей трассе под;)емпо-го сооружения. На строительной площадке размещают: оборудо-ваЕшс для устройства ограждения котлована и производства :ieM-ля11ых работ, растворный узел, подъемные краны, грунтоуплот-няктше механизмы и пр.

В городских условиях размеры и очертания строительной площадки в плане определяются условиями планировки и застройки городской территории и особенностями движения 1газем-ного транспорта. Строительная г[.101на,чка должна быть ограждена и обозначена соответствующ11.чи на,1[псями.

Освоение строительной площадки начинают с работ нулевого цикла, включающих: очистку территории от леса, камней и валунов, удаление растительного слоя, разбивку осей времотых зданий и сооружений, осей и контурных очертаний подземных выработок, съемку подземных коммуникаций, подготовку строительной площадки (снос зданий, разбор дорожного [окр|>1тия, устройство водоотводных и дренажных сооружений). При строительстве открытым или опускным способами в пределах строительной площадки производят перекладку или подвеску подземных комму1И1каций. попадающих в пределы строящегося под;}ем-ного сооружения. На этом этапе обычно осуществляют монтаж трубопроводов водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и сжатого воздуха, прокладку силовых и слаботочных кабелей. Наиболее рациональным является способ укладки подземных коммуниканий в коллекторы. Это снижает объем работ по со:1да-нию временных коммуникаций и облегчает их последующий ремонт и демонтаж.

Геодезическо-маркшейдерские работы на строительной гыо-щадке заключаются в устройстве реперов и установке ра;1бивоч-ных знаков. До начала строительных работ положение здания или сооружения на местности фиксируется по геодезическим плаЕшм строительной площа^тки. Опоршле пункты и нивелировочные сети привязывают к пунктам госула]ктвенной триангуляциотюй сети. Далее к опорной геодезической сети привязывают все ;1дапия и сооружения. Основные точки и разбивочпыс оси закрепляют железобетонными, металлическими или деревянными знаками по нивелировочной сетке, перенесенной на площадку.

Зачистка строительной площадки от древесно-кустармнко-вой растительности, пней, камней и валунов вк.1ючает в себя: пересадку деревьев пенных пород, расчистку от кустарников и мелколесья, валку леса, раскорчевку и уборку пней, кам1[ей и валунов. Ценные породы деревьев пересаживают в назпаченвЕЫе места и сроки, устанавливаемые в соответствии с агротехническими требованиями. Деревья других пород спиливают и перемещают на специальн?>1е площадки. Камни и валуны убирают с помощью бульдозера,

В настоящее время при проектировании и строительстве городских подземных сооружений, особенно в центральной части крупных городов, стремятся к максимально-возможному сохра-



нению древесной растительности. Так, при строительстве общественно-жилого комплекса Филипповский переулок в районе Старого Арбата в Москве ограждение котлована подземного гаража coBnajio с растущим во дворе деревом в возрасте около 50 лет. Проекты ограждения котлована и производства работ были изменены таким образом, чтобы сохранить дерево с минимальной трансформацией конфигурации наружной стены подземного гаража.

Стены зданий и сооружений, подлежащих сносу, разрушают при помощи навесного шар-молота или общестроительного экскаватора с прямой или обратной лопатой.

Планировку площадки выполняют на основании топографической съемки и совмещенного плана расположения постоянных и временных зданий.

Поверхностные воды со строительной площадки отводят путем устройства водоотводных канав в пониженные точки местности или в ливневую канализацию. С этой целью мо1ут устраиваться закрытые дренажи в виде траншей, заполненных песком, щебнем или гравием, с уложенной внизу трубой или лотком, по которым и происходит отвод воды. Траншеи располагаются ниже глубины промерзания грунта и имеют уклон не менее 0,005. Поверхность складских и монтажных площадок должна быть спланирована таким образом, чтобы иметь уклон, обеспечивающий сток поверхностных вод.

После завершения работ нулевого цикла начинают возведение временных зданий и сооружений административно-бытового комбината (АБК), включающих; нарядную, раздева,чку, душ, помещения для надзора и аппарата управления. Для размещения АБК могут использоваться существующие здания, а также бытовые городки, собираемые из модульных конструкций.

До ведения основных строительных работ на строительной площадке должны быть установлены: компрессорные установки, котельная, комплектные трансформаторные подстанции, устроены склады строительных материалов и изделий, арматурный двор, механическая мастерская с кузнечным, слесарным и электрическим отделениями. В городских условиях стараются применять передвижные компрессорные станции, трансформаторные подстанции и котельные установки.

Для хранения строительных материалов и изделий строят четыре тина склатов: открытый - для хранения леса, кирпича, песка, щебня, металлических и железобетонных конструкций; полузакрытый (навес) - для металлопроката, арматуры, битума и проч.; закрытый - для цемента; универсальный - для электромонтажных, лакокрасочных и гидроизоляционных материалов, измерительных приборов, инструмента, запасных частей, спецодежды и Hp. Склады стараются распстагать вб.чизи подъездных путей и оснатцать ногрузочно-разгрузочными механизмами.

На всей территории строительной площадки необходимо предусмотреть наружное электрическое освещение э.тектросветиль-никами, подвещиваемыми на высоте не менее 4 м, при расстоянии между световыми точками не более 200 м с соблюдением норм освещенности, требуемых СНиП 3.01.01-85*.

Обеспечение строительства бетонной смесью может осуществляться по двум основным схемам;

I - бетонную смесь, приготовленную на ближайшем бетоном заводе, доставляют на строительную площадку автомобильным транспортом в автобетоновозах; этот способ применим при транспортировке бетонной смеси на расстояние до 10 км;

II - бетонную смесь готовят в смесительных установках, расположенных на стро1£тельной площадке. Чаихе всего с этой целью применяют передвижные установки типа С-543.

В отдельных случаях, при строительстве особо крупных подземных сооружений, для обеспечения строительства бетоном возможно возведение временного бетонного завода достаточной мощности.

1.3. Ограждения котлованов

Строительство городских подземных сооружений в открытых котлованах предусматривает возведение подземных конструкций в предварительно вскрытом котловане с обратной засыпкой его грунтом и восстановлением инженерного благоустройства территории.

Форма, размеры и г.тубина котлована зависят от формы и габаритов строящегося объекта, особениостеДсЗЩествующей застройки и инженерно-геологически: услурй района строитель-

1L. \

Ау. .....It---- :. .

1 ..GilWOli-



ства. В зависимости от перечисленных условий котлованы могут быть (jmc. 1,1):

с естественными откосами - применяются в устойчивых не-обводненных грунтах при наличии достаточно свободной территории и организованном отводе поверхностных вод;

с вертикальными откосами - применяются при строительстве подземных сооружений вблизи существующих зданий в условиях плотной городской застройки;

с комбинированными откосами - применяются при суще-ствершой неоднородности грунтов по глубине котлована и для частичного разгружения откоса.

Области применения

В городских условиях, в зависимости от глубины, инженерно-геологических условий и обводненности грунтов, используются различные конструктивные способы закрепления стен котлованов. С этой целью применяют; распорные крепления; подкосные крепления; забивные металлические сваи; пшунт;

буронабивные сваи;

железобетонные сваи-стойки, опун1енные в предварительно пробуренные скважины;

грунтовые анкеры.

Распорные крепления (распорки) применяют при ширине котлованов и траншей, не превышающей 15 м. По глубине котло-


Рис. 1.1, Схемы конструкции котлованов: я - с естественными откосами; 6 - с вертикальными откосами; в, г - с комбинированными откосами: / - откос; 2 - подземное сооружение; 3 - ограждение котлована

пана распорки могут устанавливаться в один, два или несколько рядов (рис. 1.2). Распорные крепления обыкновенно применяют совместно с щитовыми или балочными ограждениями.

Щитовые ограждения представляют собой инвентарные щиты, выполненные из досок, водостойкой фанеры или металла, удерживающие стены траншеи или котлована от обрушения при помощи распорок. Могут использоваться в грунтах, способных хотя бы непродолжительное вре.мя (на период установки крепления) держать вертикальный откос.

Балочные ограждения используются в связных грунтах и состоят из двутавров или спаренных швеллеров № 40+60, забиваемых на расстоянии не более 3 м друг от друга. Принцип работы балочного ограждения заключается в том, что в связных грунтах между вертикальными ба-дками образуются горизонтальные своды, передаюп;ие на эти балки давление грунта.

Подкосные крепления (подкосы) применяются для крепления ограждений степ широких котлованов. Способ применяется при невозможности устройства грунтовых анкеров, а также для снижения стоимости строительства. По высоте подкосы могут устанавливаться в один или два ряда (рис. 1.3). Главным недо-


Рис. 1.2. Балочное ограждение с распорным креплением: 1 - упорные коротыши из швеллеров; 2 - стойка из двутавра; 3 - забирка

Балочные ограждения еще могут называться способом Сименсав или ограждением Метростроя!>.



статком этого способа является сложность производства земляных работ вблизи нодкосных креплений.

Забивные металлические сваи применяют для крепления вертикальных стен котлованов и траншей. В качестве свай чаще всего используются стальные двутавры № 30-60 или трубы 0 150-400 мм. Сваи погружают в один или два ряда в шахматном порядке на расстоянии 0,5-1,5 м одна от другой с заглублением ниже дна котлована Пространство между сваями может оставаться свободным (по аналодии с балочным ограждением) либо крепится с помои[ью стального листа, деревянных досок, железобетонных плит или покрытия из набрызгбетона. Последнее применяется только в связных грунтах. При глубине котлована более 3-4 м для придания устойчивости всей конструкнии сваи дополнительно распирают одним или двумя рядами рас-


Рис. 1.3. Подкосное крепление стен котлована; 1 - подкосы из металлических труб; 2 - пионерная плита; 3 - ограждение; 4 - стена существующего дома

сгрелов. Расстояние между расстрелами по горизонтали обычно с{1ставляет 3,5-4,5 м. В том случае, если пшрина котлована превышает 20 м, могут применяться промежуточные ряды свай, раскрепляемых распорной крепью.

Для погружения металлических свай используют:

вибромолоты и вибропогружатели;

дизель-молоты;

пневмопробойиики,

К вибромолотам относят молоты ударно-вибрационного действия, в которых вертика^тьно направленные колебания, создаваемые вибровозбудителем и передаваемые погружаемой свае, сочетаются с периодическими ударами по ней. В качестве привода вибровозбудителя используются двигатели электрические и внутреннего сгорания.

Вибропогружатели но форме возбуждаемых колебаний подразделяют на машины продольного и продольно-вращательного действия. По рабочей частоте колебаний эти машиньг могут быть: высокочастотные (700+1500 кол/мин) и низкочастотные (300+500 кол/мин). При погружении стального шпунта и металлических труб наиболее часто используется отечественный высокочастотный виброггогружагель ВПП-2А, предназначенный для погружения ста^тьного шпунта и труб весом до 1,5 т в водонасы-щенные песчаные грунты на глубину до 12-15 м и в слабые пластичные глинистые грунты на глубины до 10 м. Вибропогружатель может использоваться как для погружения, так и для выдергивания шпунта и свай (рис. 1.4). Кроме этого для извлечения свай и шпунта используются свае- и щиунтовыдергиватели.

Конструкция пнсвмонробойника (рис. 1.5) включает в себя; корпус, ударный механизм, приводимый в действие сжатым воздухом от компрессора, воздухораспределительный патрубок. При работе ударник, установленный внутри корпуса, под действием сжатого воздуха совершает возвратно-поступательное движение и наносит удары изнутри по передней части корпуса. Под действием этих ударов корпус перемещается вперед. Перемещение внутри пневмопробойника воздухораспределительного патрубка из переднего положения (соответствующего прямому ходу) в заднее (соответствующее обратному движению) обеспе-

* Основные характеристики оборудования приводятся в Части IV.




Рис. 1.4. Пофужение шпунта типа Ларсен вибропогружателем

/ 2


Рис. \ .Ъ. Схема пневмопробойника: 1 - корпус; 2 - наковальня; 3 - боек; 4 - патрубок; 5 - амортизатор; G - задняя гайка; 7 - клапан; & - возду-хоподводяший шланг; 9 - гайка

чивает перемещение пневмопробойника в обратном наирав.де-нии. Производительность пневмопробойника зависит от физико-\[еханических свойств грунта, диаметра забиваемой трубы или пробиваемой скважины, энергии единичного удара, частоты ударов и других параметров.

При eeaoiHiOM промерзании грунтов на глубину более 1 м перед забивкой свай может производиться бурение лидерных скважин на глубину промерзания,

В тех случаях, когда при погружении свай необходимо избежать щума и вибрации, сопровождающих обычную забивку свай, используют их установку в заранее пробуренные скважины, закрепляя в донной части (до уровня дна котлована) бетоно.ч. Свободное пространство между стенками скважины и сваей засыпа-\аг песком.

Другой способ погружения свай с минимальной вибрационной нафузкой на грунты основания и окружающие здания и сооружения заключается в установке свай в предварительно пробуренные скважины, недобуренные примерно на /з'Д проектной глубины. Далее сваи добиваются или додавливаются. Для обеспечения максимально возможного сцепления сваи с грунтом по ее боковой поверхности, непосредственно перед погружением сваи, скважи11а заполняется цементно-песчаным раствором.

Металлический ишунт представляет собой прокатный ме1ал-лический профи-ть дичиной 12 или 25 м и шириной до 0,5 м. Существуют 4 стандартных Н1юфиля металлического шпунта (рис. 1.6):


Рис. 1.6. Профили металлического шпунта: а - плоский; б - корытный; в - корытный типа Ларсен ; г - Z-образный



1 2 3 4 ... 16
Яндекс.Метрика