Главная » Книги и журналы

1 ... 6 7 8 9 10 11 12 ... 29

рисунка) является пометка на листе следа так называемого центрального луча. Так как проекция центрального луча на листе бумаги есть не что иное, как центр основания зрительной пирамиды! (см. рис. 97), совмещенной своими сторонами с границами композиции, то он совместится с центром того места на листе, где должно быть размещено изображение. След центрального луча нужен для того, чтобы обозначить его проекцию в центре изображения,

намеченного на листе первоначально

крайними точками, от этой проекции

легче отыскивать и точно намечать характерные узлы, определяющие конструкцию, движение и пропорции форм предметов.

Пометив центр композиции на листе, нужно определить, куда же падает центральный луч в реальном пространстве, в натуре. Для этого сначала при помощи горизонтали вся задуманная композиция на натуре зрительно делится пополам между крайними вертикальными точками, а затем при помощи вертикальной линии пополам между крайними боковыми точками. Пересечение этих линий и дает геометрический центр

композиции, заключенной в границах

зрительной пирамиды, с данной точки

зрения.

Известно, что наше зрение лучше оценивает кратные отношения: например, сначала легче найти половину (середину) размера, а затем расхождение, если оно есть, от половины. Центральный луч как бы делит проекцию изображения пополам по вертикали и горизонтали, от него потом откладываются характерные пункты, точки композиции. Этот прием (см. рис. 100), основанный на законах зрительного восприятия, позволяет делать меньше

ошибок в компоновке (в размещении),

размерах и пропорциях, что чрезвычайно важно в самом начале процесса рисования. Ниже на примерах рисования различных форм, в том числе и фигуры человека, дается наглядное представле-

ние о том, как намечается композиция изображения, а также показывается наиболее целесообразное (выразительное) размещение того или иного предмета на определенном формате листа бумаги при решении конкретных задач.

Прежде чем приступить к исполнению рисунка на листе данного формата, полезно сделать несколько эскизов композиции малого размера (на полях крупноформатного листа или в блокноте). Это особенно важно при рисовании архитектурн^хх объектов, сложных натюрмортов, движений человеческой фигуры или группы фигур, при рисовании по представлению.

Но все же, чтобы быстрее выработать умение решать композиционные задачи с помощью рисунка, ученик архитектурной школы должен как можно раньше познакомиться с процессом архитектурного проектирования. Он обязан, изучая историю архитектуры и изобразительных искусств, не ограничиваться только знакомством с архитектурными композициями в законченных формах (как в натуре, так и на чертежах и макетах), изучением творчества отдельных архитекторов, а также социально-экономических условий, в которых создавались те или иные произведения. Будущему архитектору эти знания необходимо связывать также с конкретным изучением места и роли рисунка в так называемой творческой кухне того или иного мастера архитектуры прошлого и настоящего.

Процесс зарождения и утверждения идей архитектурных композиций в многочисленных эскизах-набросках малого формата и в законченных чертежах-рисунках при желании можно последовательно и убедительно проследить в работах известных советских архитектурно-проектных мастерских. Поэтому для выработки сознательного отношения к рисунку полезны встречи студентов с выдающимися советскими архитекторами.



ГЛАВА. НАЧАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ПО ОСВОЕНИЮ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ

УЧЕБНОГО РИСУНКА С НАТУРЫ -

Первая часть пособия содержит

необходимые подготовительные упражнения для учебного рисования: на постановку руки и глаза, на основную технику исполнения рисунка графитом на

белой бумаге. Во второй части рассматриваются общие представления о конструкции, движении и пропорциях предметов и общие принципы изображения

предметов на плоскости листа бумаги: перспектива, законы светотени и композиция, с которыми необходимо ознакомиться учащемуся, приступающему к практическому рисованию.

Для удобства изложения, а также и потому, что основные теоретические вопросы относятся к любому упражнению по рисунку, они собраны вместе

в первой и второй главах. В действительности практическое обучение, основательная и длительная школа рисунка заключаются в одновременном освоении

как теоретических закономерностей,

так и технических средств рисунка, взаимовлияющих и дополняющих друг друга на всем протяжении обучения рисованию.

Главная задача учебного рисунка -

изучение и практическое рисование с натуры многообразных форм, созданных природой и человеком.

Рисуя с натуры какой-либо конкретный предмет, нужно постоянно возвращаться к повторению общих понятий и принципов учебного рисунка, чтобы

они твердо вошли в сознание и в конце концов применялись бы при рисовании автоматически, без лишней затраты

времени, без лишних физических и

умственных усилий.

Третья и последующие главы пособия на основе наглядных таблиц и коротких пояснительных текстов к ним,

а также необходимых сведений о рисуемых предметах охватывают практические аспекты рисования с натуры конкретных форм в определенных условиях.

Практическая часть пособия построена по принципу последовательного возрастания трудности заданий: от рисования простых геометрических тел до работы над такими сложными по внутреннему строению и внешней пластике формами, как человек и архитектура. Освоение принципов рисунка, его технического и графического исполнения осуществляется сначала на простых формах геометрических тел и предметов быта, для рисования которых достаточно представления о внешнем облике, а затем на голове и фигуре человека, в изображении которых решающую роль играет знание внутренней конструкции и умение увидеть связь анатомического строения с внешней формой.

Эти упражнения являются достаточно хорошей школой для приобретения необходимых основ мышления и навыков в рисунке, владея которыми можно решать любые задачи, в том числе и рисования архитектурных сооружений.

Опираясь на общие принципы, практическая часть пособия показывает применение единого метода в изучении и рисовании различных форм. Методические таблицы на примерах конкретных форм и определенных задач иллюстрируют стадии практического ведения рисунка - от композиционного размещения и линейного построения до тонального решения.

Последовательность выполнения учебного рисунка на листе бумаги такова:



пометка композиционного размещения крайними точками;

нахождение геометрического центра композиции, от которого должно идти

дальнейшее построение;

пометка точками основных конструктивных узлов с учетом пропорций и перспективы и нанесение линиями направлений движения основных масс;

прорисовка линиями больших форм с последующей дорисовкой деталей;

нанесение светотени, начиная с линий

собственных теней, проработки теней и кончая моделировкой формы на свету;

обобщение и придание цельности рисунку.

На каждой стадии работы необходима строгая проверка и исправление ошибок, допущенных в предыдущих стадиях.

В методических таблицах проведен принцип применения минимума средств для решения той или иной задачи и разумного использования точек, линий и тушевки, различной их силы в

начале, середине и конце выполнения работы.

Прежде чем приступить к выполнению рисунка, поставить первую точку и провести первую линию, нужно осознать, что и для чего делать и в какой последовательности во времени вести

работу. Необходимо учитывать, что человек не может сразу ответить на все вопросы правильно, ему свойственно ошибаться, поэтому манера в начале

работы должна быть такой, которая

обеспечивает возможность ясно видеть ошибки и исправлять их с минимальной затратой времени и усилий. Последнее достигается использованием в рисунке точек и линий различной силы. Первые пометки на листе бумаги

в учебном рисунке как с натуры, так и по представлению должны быть слабыми, скупыми или, как говорят, исчезающими, а после анализа и сравнения с натурой исправления следует вносить

более сильной линией. Первые пометки

по контрасту с последующими при этом становятся незаметными, а к резинке

при такой манере учебного рисунка приходится прибегать крайне редко -

тогда, когда ошибочная пометка сделана настолько сильно, что спорит с правильной и мешает видеть рисунок. Стирать ошибочные пометки рекомендуется только после того, как найдены правильные.

Большое значение имеют кратковременные рисунки с натуры и по представлению. Поэтому перед тем, как делать длительный учебный рисунок с той или другой точки зрения, рекомендуется осмотреть рисуемый предмет-модель со всех сторон и сделать с характерных точек кратковременные рисунки-наброски, как правило, линейные, позволяющие полнее изучить рисуемую форму в целом, более уверенно и успешно вести длительный рисунок с нее. С помощью набросков можно получить ясное представление о внешней форме, о движении в пространстве и о пропорциях рисуемого объекта. Если форма предмета сложная, то для ясного ее понимания полезно сделать мысленно ряд сечений плоскостью и изобразить эти сечения на бумаге линией. Иногда быстрый набросок может решать одну из частных задач рисунка: в одном случае - конструктивную, в другом - задачу пропорций и передачи характера, в третьем - движения, светотени или композиции. Для решения каждой из задач следует выбирать соответствующую манеру изображения и степень законченности.

Так, ниже, на рис. 103-107, где показана последовательность ведения рисунка, вторая стадия может служить примером учебного наброска, решающего задачи композиционного размещения, движения и пропорций основных масс; третья - уточнения пропорций, конструктивного и перспективного построения; четвертая стадия - общего светотеневого решения.

При рисовании с натуры можно рекомендовать ряд механических приемов определения основных больших размеров и направлений, позволяющих избежать, особенно вначале, грубых ошибок в размерах, движении и перспективе. На рис. 101, 102 показан способ измерения видимых с данной точки








101. Механический прием определения основных размеров и направлений на натуре

. Механический прием определения основных

размеров на натуре

линейных размеров натуры и сравнения их в рисунке при помощи карандаша. Карандаш помещается между глазом и натурой и на нем пальцем отмечаются видимые размеры частей натуры. Следует помнить, что карандаш нужно держать строго перпендикулярно лучу зрения и на одинаковом расстоянии от глаза, лучше всего на расстоянии вытянутой руки.

Так как движение принято рассматривать по отношению к вертикали или горизонтали, то для облегчения определения наклона всей формы или ее части полезно поместить карандаш между глазом и натурой в вертикальном положении и сравнить с ним наклон основных осей и линий формы, а также расположение ее отдельных частей. Такую же проверку следует провести в горизонтальном направлении. На рис. 101,в показано, как при помощи карандаша можно облегчить нахождение точек схода для ребер куба на картинной

плоскости. Следует помнить, однако, что указанные и другие механические способы не могут заменить корректирующую роль сознания при оценке правильности изображения в учебном рисунке и тем более в рисунке, решающем творческие задачи.

Наряду с перспективными рисунками, сделанными с одной точки, для изучения конструктивного построения и истинных пропорций предмета необходимо рисовать основные его виды с разных сторон - сверху, спереди, сзади, снизу, справа, слева методом ортогональных проекций.

В тех случаях, когда конструкция и пластическая форма предмета достаточно сложны, полезно мысленно представить ряд характерных разрезов, а также нарисовать их ортогональные изображения. Такой метод сопоставления перспективного изображения предмета с ортогональными проекциями основных видов и с характерными сечениями способствует, во-первых, лучшему изучению рисуемого предмета и, во-вторых, развитию объемно-пространственного мышления, которое обеспечивает более убедительное изображение




---- V



предмета на плоскости не только с натуры, но, что особенно важно для архитектора, по воображению.

Чувство взаимной связи реального пространства и формы в натуре с их изображениями в виде плана, фасада, разрезов и перспективы особенно необходимо архитектору, который в своей творческой практике должен иметь общие представления об образе сооружения приводить к плану, фасаду и разрезам, а по ортогональным изображениям представлять внешний вид будущего сооружения с разных точек зрения.

После изучения и рисования предмета с натуры рекомендуется нарисовать его по памяти в разных положениях.







Для закрепления знаний о светотени целесообразно нарисовать предмет с натуры в линиях, а тени нанести без натуры, по представлению, задавшись определенным положением источника света в пространстве. Для последующей проверки следует поместить источник света в задуманное место и сравнить рисунок с натурой.

Объем пособия позволяет разобрать лишь ограниченное число примеров методики рисования. Для более углубленного изучения бесконечного богатства и разнообразия форм природы, их конструкции, пластики и окружающих их условий необходимо рисовать приведенные в пособии предметы, разнообразя их повороты и освещение,





а также расширить круг упражнений рисованием любых других предметов, что существенно дополнит и обогатит познания и умение учащегося.

1. Рисование

геометрических

тел

Школа конструктивного рисования основывается на последовательности обучения - от простого к сложному. Освоение принципов рисунка лучше всего начинать с упражнений в рисовании простых пространственных форм. Для этой цели больше всего подходят геометрические тела, имеющие ясное конструктивное построение. На них




/. Рисование геометрических тел 95

------




легче всего проследить, понять и усвоить основы пространственного построения конструкции, перспективного ее изображения и закономерностей светотени. Внимание рисующего целиком сосредоточивается на главных элементах грамоты рисования, он не отвлекается на многообразие задач, связанных с рисованием более сложных форм, таких, как тело человека или архитектура. Закономерности, понятые и усвоенные при рисовании простых форм, помогают затем в изучении более сложных форм и осознанном их изображении.

Рисование геометрических форм имеет непосредственное практическое значение, так как в своей деятельности архитектор использует формы, близкие,



как правило, к геометрическим. Такие базовые геометрические тела, как куб, призма, пирамида, конус, цилиндр и

шар, наиболее часто употребляются в учебном рисовании.

Учащийся сам может изготовить из проволоки, деревянных реечек, листа ватмана, картона или пенопласта простейшие геометрические тела. Размеры

тел должны быть взяты в пределах 15-20 см. Хорошо сделать каркасы простых геометрических тел из проволоки или деревянных реек (куб, призмы, пирамиды и т. д.). Конструктивные узлы в проволочных моделях могут быть соединены при помощи пайки или деревянных шариков с просверленными

отверстиями. Деревянные рейки можно

склеить, укрепив дополнительно накладками из жести.

Прозрачность каркасных моделей

позволяет видеть сразу все основные узлы их конструкции, невидимые на

обычных предметах. Это в значительной

степени облегчает построение рисунка: рисующий ясно понимает, как располагаются в пространстве видимые и невидимые углы, ребра и грани тела в различных поворотах. Рисование каркасов уже в начале обучения помогает

развитию объемно-пространственного

мышления.

В дальнейшей работе для усвоения закономерностей распределения светотени следует использовать модели, сделанные из листа ватмана или картона: куб, призмы и пирамиды с различным числом граней, цилиндр и конус. Для этого необходимо вычертить соответствующие развертки, вырезать их и, согнув должным образом, склеить.

Поворачивая эти тела по отношению к точке зрения и к источнику света,

ставя их в несложных комбинациях

друг с другом, можно получить целый ряд интересных для рисования постановок, охватывающих все принципиальные задачи конструктивного рисунка: построение конструкции, пропорции, закономерности перспективы и светотени и тональные отношения.

Сам процесс, при котором учащийся

своими руками изготовляет объемный

предмет и затем рисует его на листе бумаги, в значительной мере помогает осознать строение формы, особенности ее видения и изображения.

Рассмотрим изображения куба с полной светотеневой проработкой и основные последовательные стадии его рисования (рис. 103).

1-я стадия - пометка композиционного размещения на листе крайними точками, определение центра размещения изображения и нахождение основных точек вершин углов куба с учетом движения, пропорций и перспективы при данной точке зрения.

2-я стадия - прорисовка конструкций куба легкими тонкими линиями по помеченным узловым пунктам с учетом горизонта и точек схода.

3-я стадия - уточнение пропорций и перспективного построения более сильными линиями. Нахождение характерных пунктов собственной тени и определение соответствующих им пунктов падающей тени.

4-я стадия - решение больших тональных отношений: нанесение собственной тени, падающей тени и определение фона.

5-я стадия - полная тональная проработка всего рисунка: передача отношений в тенях и светах до выявления рефлексов и бликов; нахождение обобщающих тональных отношений для придания цельности рисунку.

Такая же последовательность стадий и при рисовании цилиндра (рис. 104), шара (рис. 105) соответственно с полной светотеневой проработкой.

Рисование геометрических тел, проиллюстрированное рис. 106, 107, основано на тех же принципах и последовательности и может быть усвоено без дополнительного описания. Следует лишь напомнить, что при практическом учебном рисовании с натуры для приобретения твердых знаний и навыков нужно постоянно обращаться к теоретической части различных пособий по архитектурному рисунку, в которых даны понятия о конструкции, движении, пропорциях, перспективе, светотени и композиции.



1 ... 6 7 8 9 10 11 12 ... 29
Яндекс.Метрика