Главная » Книги и журналы

1 ... 5 6 7 8 9 10 11 ... 29

(S. Цвгг и факту/т





зрительное восприятие и умение сознательно применять это при различных условиях освещения составляют одну из серьезных сторон деятельности архитектора, художника, скульптора. Если художнику знание цветовых и фактурных свойств предметов позволяет правдиво передать их средствами живописи или графики на плоскости картины, то для архитектора, художника-прикладника и скульптора ясное представление и учет этих свойств материала дают возможность предвидеть, какой именно по цвету и фактуре материал необходимо применить, чтобы в натуре при выполнении проекта получить ожидаемый творческий результат.

Учет фактуры и цвета материала во многом предрешает успех при создании предметов прикладного искусства, скульптуры, а также при создании внешнего вида и внутреннего пространства отдельного сооружения или целого архитектурного ансамбля. Используя эти качества предметов, мастер должен рассчитывать на организацию определенного настроения у зрителя.

От архитектора, как правило, в графическом изображении на стадии проектирования не требуется всесторонней передачи этих качеств, особенно фактуры. Графика архитектора может быть в достаточной мере условной. Но в процессе обучения рисунку, для того чтобы глубже познать и понять, а потом использовать в практике, необходимо ряд работ сделать с полной передачей цвета и фактуры в различных световых условиях.

Возможности передачи цвета в рисунке ограничены. Одноцветный рисунок карандашом, углем, тушью, сангиной не может полностью передать всей характеристики цвета: цветового тона, его насыщенности и светлоты. Средствами одноцветного рисунка возможно передать лишь одну сторону цвета - его светлоту. Поэтому разные цвета, имеющие одинаковую светлоту, будут изображены на рисунке, строго говоря, одной силой тона. Однако, имея одинаковую светлоту и насыщенность, различные цвета могут иметь



различную броскость или заметность. Это их свойство в какой-то мере может быть передано в одноцветном рисунке.

На светл^1х предметах светотень более контрастна, на темных светотеневые градации сближаются (рис. 90). Светлота какого-либо цвета не может достигать светлоты белого и темноты черного ахроматического тона, поэтому, если диапазон градации светлоты ахроматического тона может простираться от белого до черного, то диапазон градации светлоты хроматических цветов ограничен более узкими рамками (рис. 90) .

Различные фактуры предметов одних и тех же формы и цвета от глянцев1х матовых до шероховатых производят различное впечатление, обусловливая характер свето-цветовых отношений, увеличивая или уменьшая контраст между освещенной и затемненной поверхностями. Так, например, рассматривая форму шара в одинаковых условиях освещения (рис. 90), можно

обнаружить, что на шарах с одинаковой

матовой поверхностью контраст между светом, полутенями, тенью и рефлексом мягче на шаре более темного цвета; контраст между этими элементами светотени проявится сильнее на шаре более светлого цвета. При рисовании головы человека одноцветным графитным карандашом (рис. 93) могут быть

переданы разница фактуры и цвета кожи, глаз, волос, одежды путем правильно взятых локальных тональных отношений, а также соответствующих

каждой фактуре закономерностей светотени.

На формах, имеющих зеркальную поверхность (рис. 91), наблюдается нарушение привычной для матовых тел закономерности распределения светотени. Объясняется это тем, что зеркальные поверхности, полностью отражающие окружающие предметы всеми своими сторонами, могут получить отражение темных предметов на форме в свету и, наоборот, светлых в тени, а также могут иметь довольно много дополнительных бликов как в свету, так и в тени.



4v ч

92. Изображение стакана с

93. Передача различной фактуры и Цвета ш

графитным I



ri. UWT и фактура

Прозрачные тела позволяют видеть предметы, находящиеся за ними (рис.

92). Преломление лучей в той или иной

форме прозрачного тела изменяет видимые сквозь них очертания предметов, а степень прозрачности и цвет прозрачных тел вносят определенные изменения в цвето-световые отношения.

Схема на рис. 94 показывает общий принцип отражения (и преломления) лучей плоской и изогнутой поверхностями с различной фактурой: зернистой, глянцевой и прозрачной. По этим

схемам можно понять, почему формы с разными фактурами поверхности производят то или иное зрительное впечатление.

В практике приходится часто сталкиваться с рисованием отражения предметов в зеркальных поверхностях или глади воды. Архитектору при проектировании интерьера иногда приходится применять зеркальные поверхности в расчете на тот или другой

зрительный эффект, поэтому он должен, хотя бы в общих чертах, представлять суть построения зеркальных отражений. Принцип построения зеркального

отражения весьма прост и понятен

(рис. 95, 96). Лучи света, идущие от

любых точек предмета, отражаются от зеркальной поверхности и попадают в глаз зрителя. Точка зеркала, в которой

отражается какой-либо луч света, будет

находиться в том месте, где угол падения луча, идущего от предмета, будет равен углу отражения этого луча в глаз зрителя.

Из простого геометрического построения явствует, что для того чтобы найти на поверхности зеркала точки отражения каких-либо характерных лучей, т. е. те точки, в которых будут представляться находящимися точки предмета, отраженного в зеркале, следует от характерных точек предмета провести перпендикулярно зеркальной поверхности линии и на них за зеркалом отложить расстояния, равные расстояниям от точек предмета до зеркальной поверхности. Проведя из полученных

таким образом точек за зеркальной

поверхностью лучи в точку зрения, мы

получим в местах пересечения этих лучей с зеркальной поверхностью нужные нам точки отражения, в которых мы увидим отраженные точки предмета, так как именно в них угол падения луча будет равен углу его отражения в наш глаз.

Можно представить себе, что, если продолжить бесконечно во всех направлениях зеркальную плоскость, то за ней как бы образуется второе пространство, расположенное симметрично действительному. Зеркальная плоскость будет служить плоскостью симметрии между этими двумя пространствами: действительным пространством с реальными предметами, находящимися перед зеркалом, и мнимым пространством с отражениями предметов за зеркалом. Это представление должно помочь пониманию процесса построения зеркальных отражений и их перспективных сокращений. Вид зеркальных отражений точно так же, как и вид самих предметов, подвержен всем перспективным сокращениям, но следует помнить, что в зеркальных плоскостях, расположенных наклонно, получаются непривычные для нас положения отраженного пространства с необычным расположением вертикальных и горизонтальных в действительности линий. Построение перспективного изображения таких зеркальных отражений требует других точек схода, это легче понять и проследить в натуре.

Зеркальные отражения можно наблюдать во многих случаях: в зеркалах, в стеклах витрин, в глянцевых поверхностях различных предметов, в глади тихой воды.

Для того чтобы понять и освоить на практике принцип построения зеркальных отражений, можно использовать простое плоское зеркало. Помещая зеркало в различные положения по отношению к какому-либо предмету и меняя точку зрения по отношению к предмету и зеркалу, можно получить самые различные комбинации построения зеркальных отражений, усвоение которых достаточно для их понимания и применения в рисунке.



t IV тк nfMtttn ti тц t**tt* / N ч/кч** *<м ц^гч tr-



лучей света, падающих построениезеркального

наповерхности отражения

различной фактур1

46. Геометрическое

построение отражения в спокойнойводе



7. Некоторые вопросы

композиции в учебном рисунке

Приступать к рисованию непосредственно на листе можно лишь тогда, когда определена тема, т. е. цель и задачи данного рисунка, упражнения. Прежде всего необходимо решить задачу композиции, сначала мысленно, а затем на листе бумаги. Как говорят рисовальщики, нужно взять хорошую композицию , или скомпоновать рисунок . Что это означает? Какое значение имеет в учебном рисовании? И, наконец, существуют ли какие-либо правила или приемы, помогающие решению композиции рисунка на листе?

Слова композиция и компоновка , безусловно, связаны одним смысловым значением, но употребляются в

разных моментах творчества. Слово композиция происходит от латинского составление , сочинение . Этот термин имеет в искусстве и широкий, и узкопрактический, в некотором смысле

ремесленный оттенок.

В широком смысле слова этот термин

употребляется в музыке, литературе,

театре, кино, архитектуре и в изобразительном искусстве. В творческом отношении - это общий замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. В техническом отношении - расположение частей и связь их между собой в единое целое.

При создании композиции по представлению происходит сложный творческий процесс поиска. В этом случае немыслимо сразу разместить всю композицию без предварительной подготовки, которая сама по себе может распадаться на решение целого ряда отдельных задач и работ, порой требующих

много времени.

Задача данного раздела состоит в том, чтобы направить внимание учащегося на рациональное размещение и последовательность ведения учебного рисунка с натуры, по памяти, по воображению.

При учебном рисовании с натуры одного или двух-трех предметов задачи

композиции сводятся к целесообразному размещению рисунка на листе бумаги. В этом случае прежде чем приступить к выполнению простой учебной задачи, всю подготовительную работу необходимо проделать в уме: нужно уметь представить работу уже нарисованной. При решении композиции учащийся должен учитывать все стороны учебного рисунка - конструкцию, движение, пропорции, перспективу, светотень, цвет и фактуру изображаемых на листе предметов.

Поэтому термин композиция принято употреблять в учебном рисунке и при выполнении самых элементарных первоначальных упражнений. Вообще резкое деление работы на техническую и художественную весьма условно: одна переходит незаметно в другую и на деле слиты в процессе рисования.

Более того, на прост^хх учебн^хх упражнениях при правильном методическом подходе закладываются и воспитываются основы понимания композиции, необходимые для будущей творческой деятельности, для решения сложных композиционных задач. Композиция является в конце концов самым главным составляющим произведения искусства, венцом мастерства и творчества, ею нельзя пренебрегать с первых шагов обучения.

В узком смысле слова композиция в учебном рисунке - это правильный выбор размера и расположения предмета на взятом формате листа бумаги. Плохое расположение (плохая композиция) заметно снижает достоинство технически хорошо выполненного рисунка предмета, тем самым снижается впечатление от работы в целом.

Что значит хорошая правильная композиция ? В практическом понимании это означает экономное, удобное, наиболее целесообразное, грамотное и последовательное решение определенной задачи. Необходимо добавить, что выполнение той или иной работы в любой отрасли практической деятельности человека всегда строго обусловлено данными реальными условиями: временем, местом, материалом, а в проектной




97. Расположение рисунка головы на листе бумаги в учебных целях

- перспективная

ситуация - объект, зритель, картинная плоскость, лист бумаги; б - е - неудачно; ж - удовлетворительная компоновка рисунка на листе

98. Компоновка на листе бумаги изображения предметов с падающей тенью и без нее

а - группа пре^етов, из

котор^тх один (цилиндр) выбирается для изображения; б - без падающей тени; в - с падающей тенью

а




г










работе архитектора, кроме того, масштабом, размером и даже форматом пред-ставляемхх чертежей. Чем рациональнее и методичнее организована работа, тем меньше времени она потребует и будет плодотворнее. Необходимы особые знания и расчет, чтобы не делать лишней работы. качества необходимо воспитывать. При правильной методической постановке весь процесс рисунка должен служить школой воспитания композиционного качества, о котором говорит в своих педагогических заметках скульптор А. С. Голубкина: ... чтобы перейти к этому настоящему искусству, надо хорошо изучить его ремесленную часть, которая очень проста, целиком поддает-

99. Композиционное размещениерисунка налистебумаги

а - предметы для рисования -(модели); б - компоновка выбранного предмета без падающей тени; в - с падающей тенью

100. Компоновка на листе бумаги изображения натюрморта из геометрических тел

а - заданный натюрморт; б - компоновка с большим пространством; в - с меньшим пространством

ся знанию и вычислению и преодолевается вниманием, усвоением порядка работы, сдержанностью и дисциплиной .

Итак, после того, когда ясно осознана задача данного упражнения и решено, что должно входить в композицию, первым шагом является выбор размера изображения и его размещение на листе. Это очень ответственный момент. Случайное, необдуманное размещение изо-




~ 1 -.

т




Глава 2. Основные закономерности восприятия и построения формы предметов и применение их i

бражения требует зачастую переделки,

перетираний, ведет к потере времени и притупляет свежесть восприятия. Иногда это вызывает неудовлетворенность и нежелание уже в начальной стадии продолжать рисунок, теряется интерес к работе. Если же подойти к композиции

обдуманно и с расчетом, то грубым ошибкам не может быть места. Первая задача рисующего - уместить изображение

на выбранном размере и формате листа - должна оставаться постоянным

жестким требованием, одной из основ учебного рисунка.

Размещение изображения на листе определяется следующими условиями:

предметом изображения, поставленной задачей данного упражнения (темой),

форматом и размером листа.

Если в творчестве многообразие задач определяет и разнообразие композиционных решений, то ограниченные

той или иной целью (конструкция,

движение, светотень, перспектива) задачи учебного рисунка с натуры, по памяти, по воображению предъявляют

более строгие требования к размещению

рисунка на листе бумаги.

На рис. 97 дано несколько примеров размещения изображения головы человека на листе бумаги заданного

размера. Поскольку целью начальной

стадии обучения является изучение формы головы, ее конструкции и пропорций, то размер изображения следует брать ближе к натуральному размеру живой головы (чуть меньше), размер

листа 30х40 см будет использован при этом достаточно рационально.

Размещать изображение головы нужно

посередине, несколько приподнимая его вверх. Из всех приведенных примеров композиционного решения правильным

будет размещение изображения в последнем случае (рис. 97,г; 98).

Исходя из темы и задачи упражнения после выбора точки зрения нужно пометить на листе размещение того, что войдет в композицию: например, предмет без фона и подставки, предмет на подставке с падающими тенями на нее (рис. 98), группа предметов (натюрморт) в соответствующих условиях,

иногда из всех находящихся на столе предметов нужно нарисовать только один, например кувшин (рис. 99). На рис. 99,а показана компоновка кувшина без падающей тени, а на рис. 99,6 - с включением в композицию падающей тени.

На рис. 100 видно, как может влиять задача, поставленная перед рисующим, на композиционное размещение. При линейном рисунке масштаб изображения должен быть взят, возможно, более крупным - лист будет достаточно заполнен самими изображаемыми предметами. При рисунке того же натюрморта со светотеневой проработкой и решением пространства изображение следует взять меньшим, чтобы свободное поле листа передавало ощущение пространства.

Чтобы правильно вести компоновку изображения на листе, нужно научиться пользоваться: 1) крайними точками и 2) так называемым центральн^хм лучом.

В зависимости от формы предмета и от формата листа следует зрительно оценить, какой размер является определяющим в данном случае: ширина или высота. На листе помечаются крайние точки будущего изображения сначала в одном направлении листа, например в вертикальном, а затем в перпендикулярном ему. Намечается как бы основание зрительной пирамиды, образованной лучами зрения, в которое вписывается композиция (см. рис. 99). Эти крайние точки нужны для того, чтобы сразу разместить на формате листа изображение. Тем самым определяется его место на листе, размер и, следовательно, масштаб.

В начальных учебных упражнениях по рисунку с натуры главным является штудирование формы предмета, поэтому формат листа должен быть использован как можно полнее и размер изображения должен приближаться по возможности к размеру натуры, так как в маленьком по размеру рисунке предмета большие ошибки не заметны, а на большом изображении видна и малая ошибка.

Вторым важным моментом в последовательности размещения (ведения



1 ... 5 6 7 8 9 10 11 ... 29
Яндекс.Метрика