Главная » Книги и журналы

1 2 3 4 5 6 7 8 ... 29

4. Виды ииб^е^й


46. Виды к^ба

путем проекции предмета на плоскость параллельными лучами, наклонными под определенными углами к этой плоскости. Аксонометрический рисунок и чертеж наглядно передают пространственное построение предмета, так как одновременно показывают сразу три его стороны: верхнюю (или нижнюю), переднюю и боковую и позволяют судить о размерах и объеме предмета. На рис. 45 на примере куба показаны различные виды аксонометрических изображений, полученных параллельными лучами, направленными под разными углами к плоскости проекции. Они отличаются друг от друга направлением главных осей, по которым строятся основные стороны предмета, и размерам, откладываемым на этих осях в глубину.

Аксонометрическое изображение на рис. 45,а называется изометрией, на рис. 45,6 - диаметрией, на рис. 45,в - фронтальной проекцией и на рис. 45,г - военной проекцией. Характерной особенностью последней является то, что

построение плана не подвергается искажениям, что значительно облегчает построение и использование ее в деле.

Практическое построение ортогональных и аксонометрических проекций осуществляется с помощью лучей, проходящих через характерные узловые точки формы предмета. Полученные на плоскости проекции характерные точки соединяются линиями в соответствии с изображаемым предметом.

Ортогональные и аксонометрические проекции необходимы и для уяснения способа построения еще одного вида изображения - перспективы. Человек, в силу особенностей устройства зрения, не может видеть объемные предметы так, как они изображаются в ортогональном и аксонометрическом чертежах. Для изображения на плоскости пространства и форм такими, какими мы их воспринимаем в натуре, существует способ перспективного построения. Наблюдая предмет с разных точек, мы замечаем, что хотя предмет и остается самим собой, внешний вид его для зрителя значительно изменяется в зависимости от того, откуда мы на него смотрим: издалека или с близкого расстояния, сверху или снизу, прямо или сбоку. Так, поворачивая куб. кирпич или книгу, мы видим то одну их сторону, то две, а то и три сразу (рис. 46). При этом конфигурация отдельных сторон и общего вида этих предметов приобретает зрительно разный характер и размеры.

Например, приближаясь к зданию, мы ощущаем, что оно как бы растет, увеличиваясь в высоту и в ширину, крыша уходит вверх и становится невидимой, а линии карнизов все круче опускаются к земле. Обходя здание вокруг, мы видим, как зрительно уменьшается протяженность главного фасада и растет протяженность бокового, а башня, расположенная сзади, перемещается с одного фасада на другой (рис. 47).

Разбирая устройство глаза или принципиально сходную с ним оптическую систему фотографического аппарата (рис. 48), можно понять, как образуется изображение предмета на сетчатой оболочке глаза или на пластинке фотоаппа-



Глава 2 Основные закономерности восприятия и построення формы предметов и применение jtltLttuhUU

рата, а следовательно, понять и принципы перспективного построения рисунка

на бумаге. Прямолинейные лучи света,

направленные от всех точек предмета, собираются в точке зрачка, преломляясь,

проходят в глубину глаза и дают изображение созерцаемого предмета на сетчатой оболочке. Если на пути лучей, идущих от предмета к глазу, поместить перпендикулярно их центральному лучу прозрачное стекло, то на нем мы получаем

изображение, тождественное образованному на сетчатой оболочке глаза. Таким образом, принцип построения

перспективного изображения сводится к следующему: от наиболее характерных конструктивных узловых точек объемного предмета, расположенного в пространстве, проводят лучи-линии к точке глаза (рис. 49); на пути этих лучей помещают

изобразительную поверхность и отмечают на ней следы-точки, образованные

пересечением лучей с поверхностью; соединив линиями соответствующие точки, получают перспективное изображение предмета на поверхности.

Перспективное изображение отличается от ортогонального и аксонометрического тем, что проекция строится не параллельными лучами, а пучком лучей, идущих в одну точку. Пучок отраженных от предметов лучей света образует зрительный конус с вершиной в зрачке глаза, называемой точкой зрения .

Основание зрительного конуса составляет поле зрения . По мере удаления от глаза размер поля зрения увеличивается. На рис. 50 показано поле зрения одного и двух глаз человека.

Особое значение при изображении

предметов имеет направление оси зрительного конуса, называемой центральным лучом. Перпендикулярная этому

лучу поверхность, на которой строится

изображение, называется картиной или картинной плоскостью.

Так как устройство человеческого

глаза дает возможность четкого восприятия в пучке лучей с величиной угла всего

лишь 2-3,то при рассматривании предмета большого размера глаз должен поворачиваться: центральный луч зрения движется по предмету, обегая его от края до края, а картинная поверхность, на


JC--


47. Сит уационный пл с обозначением точки зрения 1. 2. ) и изображение о^а с трех точек

которой условно получается изображение, перемещается вместе с центральным лучом, сохраняя перпендикулярное лучу положение. Единое впечатление от предмета создается в сознании как сумма всех этих отдельных впечатлений.

При ограниченных задачах учебного рисунка для получения вполне правдивого изображения на листе бумаги вся сумма отдельных лучей приводится к одному главному, центральному лучу.




З/внял iff 4r /VAoMJ


48. Схема п^ч^

изображения а - на сетчатке глаза; б - на пластинке фотоаппарата; в - на картинной плоскости

44, С'ммв nff.ynrtiup

30. Поле зрения глаза - Зрительный к^нус,




0 Гшц ; Oi 11


. Схема процесса в^д^н^ и условное изображение на одну картинную плоскость

а - вид на перспективную стацию сбоку и сверху; б - изображение на три картины; в - условное

изображение на одну картинную плоскость; е - схема получения точек схода: д - показ диагоналей

куба и квадратов; е - схема зрительной пирамиды




52. Схема процесса лидеии и

условнос изображение на

одну картинную п^с^с^

53. Схема пес^е^в^кх изменении о^иих и тел же размерив

Направление этого главного центрального луча должно занимать среднее положение между крайними лучами, охватывающими в пространстве предмет или группу предметов, служащих натурой. Множество отдельных картинных поверхностей приводится к одной главной плоскости, перпендикулярной главному лучу. На этой общей картинной плоскости, принимаемой на основе особенностей нашего зрения и восприятия, а также знания размеров и конструкции предмета в натуре, создается его суммарное

правдоподобное изображение. На рис. 51

показано, как три отдельные картинные плоскости (1,2,3), соответствующие трем лучам зрения, при рассматривании отдельных кубов приводятся к одной общей

(плоскость /), обеспечивающей правдоподобное изображение сразу трех кубов,

расположенных на разных уровнях. Эту же особенность поясняет рисунок, показывающий восприятие колонны глазом и

изображение ее на одной картинной

плоскости (рис. 52).

Своеобразие зрительного восприятия накладывает свой отпечаток на изображение, поэтому точный рисунок, сделанный на глаз, как правило, не тождественен фотографии или построенной по правилам перспективе, полученной с одной и той же точки зрения. Для построе-

ния чертежа перспективы при помощи линейки и циркуля пользуются теоретическими положениями и практическими приемами, излагаемыми в специальных учебниках перспективы: берутся план и фасады, выбирается точка зрения, определяется картинная плоскость и одним из многих графических приемов строится перспективное изображение. При рисовании перспективное построение должно быть проделано лишь в сознании на основании видения натуры, знания основных закономерностей перспективного построения и ясного представления о пространственной форме предмета. На лист бумаги наносятся уже готовые результаты этого сложного анализа, поэтому для практического рисования особенно важно отчетливо представлять логику получения изображения и его принципиальные основы.

Сравнивая изображения одинаковых предметов, расположенных на разных расстояниях от точки зрения, легко установить общую закономерность перспективного построения. Так как проекция строится не параллельными лучами, а пучком лучей, сходящихся в одну точку, можно понять, почему одинаковые по величине предметы имеют на картинной плоскости разные по размерам изображения в зависимости от того, ближе или



f.tana 2 tii:itMmHbtf pL*.*чгr.vCIЧf Ftr тлричтн и гнн'тр*ч'нин фирм eut,i и н/шчгнгнне их

дальше находятся они от точки зрения (рис. 53). Размер предмета, расположенного ближе к зрителю, представляется ему больше, чем размер отдаленного, потому что лучи от ближнего предмета подходят к глазу под большим углом, чем лучи от отдаленного. Таким образом, равные по величине предметы имеют различную величину изображения в зависимости от их расстояния до точки зрения: чем предмет ближе, тем его изображение больше и, наоборот, чем дальше, тем меньше.

На рис. 54 видно, как дома, деревья, люди, машины воспринимаются уменьшающимися по мере удаления от наблюдателя.

Действительно, ребенок, находящийся на переднем плане, зрительно воспринимается большим по размеру, чем взрослый человек вдалеке (рис. 55). Однако мы правильно судим о их истинном росте и не путаем взрослого с ребенком. Бинокулярное (двумя глазами) зрение и

способность глаза к аккомодации (изменение кривизны хрусталика при настройке резкости зрения на различную глубину пространства) позволяют достаточно точно чувствовать расстояние до предмета. Сопоставление видимого размера предмета и расстояния до него помогает осознать его истинную величину. Кроме того, знание привычных пропорций и характерных признаков знакомых предметов также помогает избежать ошибок

в определении размеров.

Естественно, что изменения размеров изображения в зависимости от расстояния до предмета происходят во всех направлениях. Важно понять, как зрительно изменяются размеры предметов в параллельных картинной плоскости направлениях (ширина, высота) и в перпендикулярном картинной плоскости направлении (глубина) (рис. 56). Если нанести на уходящие от нас линии отрезки одинаковой длины и построить их перспективное изображение, то станет ясно,

что размер изображения отрезков будет

уменьшаться по мере удаления самих отрезков.

На рис. 54 линии тротуаров, окон, карнизов зданий сходятся в одну точку, и



хорошо заметно, как уменьшаются размеры домов и их деталей не только в высоту и ширину, но и в глубину. При этом чем ближе направление линии в натуре к направлению луча зрения, тем разительнее будет перспективное сокращение изображений равных отрезков этой линии.

Чтобы сознательно, уверенно и свободно применять перспективу при рисовании с натуры и, особенно, при рисовании от себя (по представлению), необходимо ясно понимать и представлять ситуацию в пространстве, включающую: 1) изображаемый предмет, 2) зрителя (точку зрения) и 3) картинную плоскость (рис. 57). Понятно, что изменение взаимного положения этих составляющих ведет к перестройке перспективного вида изображаемых предметов. Ясное представление видов этой ситуации не только спереди, а также сбоку и сверху

рш паишш




54. Кажущееся уменьшены? размерив предмет я зависимсти от их удаления от зрителя на примере улицы

55- Изотрмжениелктие:,ых

сокращении размеров

56. Основные перспективные направления на картине - высоты, ширины и глубины

57. Схема перспективного построения изображении прямой линии с расположенн^1м наней карандашом

4i


(в плане) даст основу для понимания и практического усвоения процесса перспективное изображения. Рассмотрим построение в перспективе прямой линии, расположенной под произвольным углом к картинной плоскости (к. п.). Для более наглядного представления о направлении заданной линии на рисунке она отмечена изображением карандаша (а - б). Точка пересечения (т. п.) этой линии с картинной плоскостью даст исходный пункт для построения ее изображения на картине.

Затем, строя перспективные изображения ряда точек, расположенных на этой линии, мы заметим, что по мере их удаления в глубину углы между проектирующими их на картинную плоскость лучами и самой линией становятся все меньше и меньше. Наконец, можно себе представить, что когда точка, расположенная на заданной линии, уйдет в бес-

конечность, тогда проектирующий ее луч зрения станет параллельным самой линии. Отсюда становится понятным, что проекция самой отдаленной точки данной линии расположится на картинной плоскости в месте пересечения ее лучом, идущим из точки зрения параллельно самой линии. Эта проекция самой отдаленной точки линии называется точкой схода (т. с.) для данной линии при определенном положении картинной плоскости и точки зрения. По двум точкам: точке пересечения самой линии с картинной плоскостью (т. п.) и точке схода мы можем построить направление изображения линии на картинной плоскости.

Рассмотрим классический пример построения перспективного изображения уходящего вдаль железнодорожного полотна. Так как точка схода изображения линий на картинной плоскости помещается в месте пересечения картины



Глава 2 Основные закономерности восприятия и построения формы предметов и применение их в рисовании




. Схема перспективного изображения

железнодорожного пути. Зритель сбоку п^л^а. картинная плоскость под

случайным углом к полотну

59. Схема пер^и^г^ изображении

железнодорожного пути. Зритель в середине полота, кар^и^ая плоскость параллельна шпалам

. Схема перспективного изображения

железнодорожного пути. Зритель сбоку, картинная плоскость параллельна рельсам



4 Ьии MJtif*pa :rnutt



61. Принципиальные сх.мы перспективного построения бражии отдельных р,м на о^ве

куба на н^л^ картинную плс^с^

Изображение к^ба на вергикальную п.с^с^



лучом, идущим из точки зрения параллельно этим линиям, ясно, что все параллельные в натуре между собой линии будут параллельны этому лучу и изображения этих линий будут иметь на картине одну общую точку схода: на рисунке параллельные рельсы сходятся в этой одной точке. Для перспективного

изображения шпал будет своя точка

схода, находящаяся в месте пересечения картинной плоскости лучом, параллельным направлению шпал.

На рис. 58 картинная плоскость ограничена определенным размером и точка схода изображения шпал находится за пределами картины. На рис. 59 показан случай, при котором рельсы располагаются перпендикулярно основанию картинной плоскости. В этом случае точка

схода изображений рельс будет находиться на линии, проходящей через середину картинной плоскости, перпендикулярно ее основанию, а точка схода изображений шпал, как говорят, уйдет в бесконечность потому, что параллельная шпалам линия, проведенная через точку

зрения, будет параллельна картинной

плоскости и не пересечет ее. На рис. 60 мы видим, что шпалы изображены парал-лельн^хми друг другу. В случае, когда рельсы располагаются параллельно картинной плоскости, точка схода для изображения шпал расположится ближе к

середине картины, а изображения рельс будут параллельнтми.

Следует сделать вывод, что чем пер-пендикулярнее направление линий к картинной плоскости, тем ближе к середине картины будет находиться точка схода

их изображений. Точка схода изображений, перпендикулярных к картинной

плоскости, будет располагаться в ее середине. По мере же уменьшения угла между линиями и картинной плоскостью точка схода их изображений уходит от середины картины. Когда линии располагаются параллельно картинной плоскости, точки схода их изображений уходят в бесконечность и линии рисуются параллельными между собой. Точно также все линии, проходящие в пространстве через

точку зрения, изобразятся на картинной

плоскости в виде точек.

Для уяснения перспективного построения объемнхх предметов классическим примером может служить хорошо представляемая всеми форма куба, имеющего равновеликие ребра и прямые углы между ними, образованные одинаковыми гранями-квадратами.

На рис. 49 перспективного построения находящегося в случайном положении по отношению к картинной плоскости куба показано нахождение трех точек схода для изображения трех его сторон. Точка схода изображения круто уходящих от зрителя в глубину ребер куба расположится ближе к середине картинной плоскости, а точки схода для ребер, идущих под небольшим углом к картине, уйдут за пределы картины.

Рассматривая перспективное построение трех пар параллельных граней куба - квадратов, можно обнаружить, что точки схода изображений их диагоналей располагаются на трех прямых, соединяющих точки схода их ребер. Точно также, проведя любые линии в плоскости этих квадратов, мы заметим, что точки схода их изображений будут лежать на тех же прямых. На рис. 61 видно, что каждая из прямых линий образуется пересечением картинной плоскости плоскостью, идущей через точку зрения параллельно граням данного квадрата.

Таким образом, изображения всех линий, расположенных в какой-либо плоскости, проходящей через точку зрения, а следовательно, и всех линий в пространстве, параллельных этой плоскости, будут иметь точки схода, лежащие на линии пересечения этой плоскости с картиной. На основании перспективного построения куба, квадратов его сторон и их диагоналей можно понять перспективное построение параллелепипедов, а также призм, цилиндров и т. п.

На рис. 62-66 показаны примеры построения перспективы различных геометрических фигур, объемных тел и простейших предметов.

Для учебного рисования с натуры и перспективного построения чертежа обычно применяется так называемая земная перспектива . В этой перспекти-



1 2 3 4 5 6 7 8 ... 29
Яндекс.Метрика