Главная » Книги и журналы

1 2 3 4 5 6 7 ... 29

2. Движение, Изображение две^ в уче^.м рив^ии Jj




J Глава 2. Основные закономерности восприятия и п^с^е^ .мы п^е^.мев и п^е^е^е гих в р^с^в^




37. Устойчивое и

неустойчивое с^с^е тал rt f4Jtlг^Jл^CГM WT центра г^жеи и

опоры - а^рфн^г^, куба, цилиндров, шара, камусов и полушарий

З8. Примеры к^р^ции, устойчивость к^ры:х обеспечивается сжатием

и растяжением отдельных элементов



2. Движение. Изображение движения в учебном рив^ии 39





40 Глава 2. Основные закономерности восприятия и построении ф^. п^е^.мев и п^е^е^е их в р^с^в^


39. Примеры движен головы, тела



3. Пропорции. Восприятие пропорции и их изображение в рике

пример, из двух вертикально стоящих цилиндров или конусов, имеющих одинаковые основания, тот будет устойчивее, высота которого меньше. При одинаковой высоте и основании конус

устойчивее цилиндра и т. п. При малой площади опоры, как, например, у шара, лежащего на плоскости, вывести тело из устойчивого положения очень легко; при большой площади опоры это сделать труднее.

При неустойчивом положении тела ощущение неустойчивости будет тем

сильнее, чем дальше от опоры проходит

равнодействующая силы тяжести.

Понятие устойчивого и неустойчивого положения связано с понятием работы материала (рис. 38). На рисунках изображены различные примеры

простейших конструкций в связи с

работой материала на сжатие и растяжение. В одном случае устойчивость создается за счет сжатия конструктивных элементов (столбы и перекрытие, арка и ее прототип из двух наклонных

брусьев). В других случаях устойчивое

состояние обеспечивается растяжением элементов конструкции - тросов (ван-

товые конструкции). В организме живого человека роль жестких элементов конструкции выполняют кости, а роль гибких элементов - мышцы. Сокращение мышц меняет положение костей по отношению друг к другу. Эти внутренние движения, подчиняясь законам статики и динамики, обусловливают движение отдельных частей и всей фигуры человека в

целом и определяют изменения видимого мышечного покрова и костей. В сложных конструктивных телах, где каждый элемент может менять свое положение по отношению к другим, общее движение неизбежно вызывает соответствующие ему внутренние изменения каждой составной части. При рассмотрении человеческой фигуры в различных положениях этот процесс становится наиболее яс-н^1м (рис. 39).

Все четыре показанные на рисунке

положения человеческой фигуры статически устойчивы, однако расположение центра тяжести всей фигуры и ее частей по отношению к опоре вызывает

характерные для каждого случая движения конструктивных частей внутри самой фигуры. Без понимания этого не может быть создан образ общего движения человеческой фигуры. При одновременной опоре на обе ноги равнодействующая сила из центра тяжести проходит в пределах опоры обеих ног, при этом все части фигуры располагаются симметрично относительно средней линии. При опоре на одну ногу перекос таза, изгиб позвоночника позволяют так расположить части тела, что центр тяжести проектируется на площадь следка опорной ноги. Двойная опора - на ноги и ствол дерева - вызывает еще более сложные смещения внутри фигуры человека, связанные с расположением центра тяжести, опор и с внутренней работой м^хшц.

Рис. 39 иллюстрирует различные примеры движения головы, меняющей свое положение по отношению к туловищу,- прямое положение, наклон вперед, назад и поворот. Здесь же показаны различные положения зрачка глаза при изменении направления взгляда.

Приведенные примеры убеждают, что без всестороннего понимания движения нельзя полноценно решить задачи учебного рисунка и тем более сложные творческие задачи архитектурно-строительной практики.

3. Пропорции.

Отношение и соразмерности

предметов и их частей

по определенным признакам.

Восприятие пропорций

и их изображение в рисунке

Все тела, а также их части могут быть сравнимы или соизмеримы, или, как говорят, взяты в отношениях друг к другу по определенному конкретному признаку. Указанная соразмерность - соотношение по определенным признакам предметов или в самом предмете его частей - называется пропорциональными отношениями или пропорциями. Пропорции могут рассматриваться по линейному размеру, по пло-



Глава 2. Основные эакономерности восприятия и построении формы предметов и применение их в рисовании

щади, по объему, по весу, по цвету, по силе, по крепости, по освещенности и т. д.

Знание пропорций и умение применять их во многом определяют успех задуманного дела. Например, в химии точные весовые пропорции различных веществ при соединении обусловливают возможность получения нового вещества. В строительном деле нарушение пропорций в составе строительных материалов и размерах элементов конструкций может привести к разрушению сооружения.

Для успешной практической деятельности архитектора умение оценивать

соотношение частей необходимо и позволяет широко и всесторонне решать архитектурно-строительные задачи. Одна и та же конструктивная схема, взятая

в различных линейных и объемных

пропорциях, получает таким образом различное архитектурное выражение и производит различное эстетическое впечатление (рис. 40,г).

При хороших, как говорят, найденных пропорциях, учитывающих всесторонние требования: функциональные, экономические, конкретные условия места, правильное использование материала при решении конструкции и, наконец, эстетические,- сооружение становится подлинным произведением искусства.

Много специальн^хх трудов и книг посвятили ученые, художники и архитекторы общим вопросам пропорций

и, в частности, пропорциям человека и архитектуры. При обучении рисунку необходимо развить и закрепить в первую очередь чувство линейного и объемного соизмерения тел между собой и частей, входящих в то или другое тело, с учетом направлений в высоту, ширину и глубину. При этом следует учитывать как абсолютное соотношение частей конструкции тела или ряда тел между собой, так и зрительное восприятие этих соотношений в пространстве, изображение пропорций на

рисунке в перспективных сокращениях.

Чувство пропорций площадей, объемов, пространства основано главным





иплплни! HI лмичиык



3. Пропорции, Восприятия пропорций и изображене в ринке 43



41. Пропорции г^.ло1 и конечностей ребенка и взрослого человека

42. Голова - мо.

пропорций живот^:х



Глава 2. Основные закономерности восприятия и п^ия .мы п^,м^ применение (тк.чшти1*


образом на развитии чувства линейных соразмерностей (рис. 40,а). Поэтому линейные соотношения необходимо уметь точно определять не только на прямых линиях одного направления, но и на ломаных, изогнутых линиях в разных направлениях и в пространстве.

Человек лучше чувствует кратные от-ношения-1:1, 1:2, 1:3, 1:4 и т.д., поэтому в практической работе при рисовании сначала следует приучиться выявлять кратные отношения линейных измерений, а затем, опираясь на эти простые отношения, искать более тонкие истинные соразмерности, находя их небольшие отклонения от крат-н^1х ( чуть-чуть больше или чуть-чуть меньше целого, половины, трети и т.д.). На рис. 40,я показаны взятые в определенных пропорциях отрезки, нанесенные на линии различного характера и направления.

Так как обычно предмет изображается не в натуральную величину, то важное значение имеет умение чувствовать и передавать в рисунке подобные пропорции в разных масштабах.

43. Примеры пропорций линейным размерам и

площадям в п^.м^ах прикладною и^с^а

Пропорции фигуры человека имеют решающее значение при определении пропорций создаваемых им вещей. Эстетические взгляды человека оказывают также существенное влияние на пропорции формируемого им предметного окружения. Кроме того, человеческая фигура может служить объектом для развития чувства пропорций вообще, так как хорошо знакомые формы тела человека, особенно его голова, заставляют рисующего требовательно относиться к нахождению точных и конкретных соотношений, поскольку на знакомых привычных формах даже неискушенный глаз замечает незначительные отклонения в пропорциях (в сходстве, в подобии). Наиболее удобной, общепринятой мерой, или модулем пропорций человеческой фигуры, может служить размер головы. Этой мерой измеряются все другие более крупные и меньшие части человеческого тела.



4. Виды изб^е^

Различные отношения этих частей между собой придают определенный характер фигуре в целом и выявляют ее индивидуальные, возрастные, половые,

расовые и другие особенности. На

рис. 41 показаны различия в пропорциях головы, кисти и стопы ребенка И взрослого человека, а также зрительные перспективные изменения абсолютных пропорций при разных поворотах головы.

На рис. 42 приведен пример, показывающий, как различные пропорции одних и тех же конструктивных частей тела существенно влияют на создание общего облика различных животных. Мерой пропорциональности тела животного тоже может служить его голова.

В прикладном искусстве также большую роль играют пропорции, определяемые по многим признакам, например в

линейном измерении, в объемном построении или в отношениях площади

орнамента к площади фона (рис. 43).

Без достаточно развитого чувства пропорций невозможна правильная передача изображаемого с натуры предмета и тем более создание в процессе

творческой работы определенного образа.

4. Виды изображений. Основы зрительного восприятииформы и ее изображение на плоскости параллельными лучами - ортогональ и аксонометрия; коническими лучами - перспектива

Основная особенность учебного рисования с натуры заключается в том, что трехмерное пространство реального мира и находящиеся в нем предметы изображаются на двухмерной плоскости листа бумаги.

В технической и архитектурной графике самыми распространенными способами изображения объемного предмета

служат ортогональный чертеж и рисунок.

Ортогональное изображение представляет собой проекцию предмета на

плоскость, полученную при помощи параллельных лучей, перпендикулярных этой плоскости.

Принцип рассмотрения предмета с разных сторон лежит в основе зрительного изучения и процесса познания объемной и пространственной формы окружающих нас предметов. В самом деле, созерцание предметов с какой-либо одной точки никогда не дает исчерпывающего и полного представления, поэтому при изучении предметов и при их изображении способом ортогонального рисунка или чертежа принято рассматривать предмет по основным взаимно перпендикулярным направлениям: сверху - снизу, спереди - сзади и с боков. Для более сложных в конструктивном отношении форм необходимо дополнительно к внешнему виду уяснить характерные внутренние разрезы, параллельные основным направлениям.

Именно то, что для зрительного изучения предмета необходимо его рассматривать с разных сторон, и то, что по изображениям видов этих сторон на плоскости можно составить полное представление о самом предмете, предопределило широкое развитие в технической, архитектурной и изобразительной графике ортогонального проецирования (рис. 44).

Процесс сопоставления видов предмета с разных сторон и составление по ним общего объемного представления о предмете в целом способствует развитию чрезвычайно важного для архитектора так называемого объемно-пространственного мышления. Вместе с тем ортогональные изображения, в частности чертежи, являются основными документами для изготовления деталей и возведения целых сооружений, так как ортогональный чертеж передает в принятом масштабе по основным направлениям истинные размеры предметов, а при определенном профессиональном навыке по этим проекциям можно составить точное представление о самом предмете.

Для более наглядного изображения предмета применяется особый вид рисунка и чертежа - аксонометрия. Аксонометрическое изображение получают



4й Глааа 2. Основные закономерности восприятия и п^р^ия р,мы пре^в и при^ие их я рив^ии



Ml Получение

ортогонального изображения

45. Получение

U %i:aHOMf три Sicavx

изображений

а - изометрия; б - диамстрня; в - фронтальная;-г - военная



1 2 3 4 5 6 7 ... 29
Яндекс.Метрика