Главная » Книги и журналы

1 2 3 4 5 6 ... 29








26. Последовательность рисования

геометрических фиг^р







27. Рисование э.ллипидн^ крив1х

28. Последовательность нанесения штриха при тушевке

27в

27г

28а

28б

28в

28г






29. Примеры у^е^ на тушенку плс^с^ бумаги р^.ме.м тоном и с аци^.ми светлого к те. с плавным и с^е^.м переходами

30. Примеры у^е^ на зрительное ги-мее^е светлоты .маги

29 а

29 в

29 г

?9д

29е

30 а




определенного направления, которую необходимо изобразить (рис.14). На следующих рисунках показана методическая последовательность изображения данной линии, условно разложенная на четыре стадии.

1-я стадия - пометка двумя легкими точками направления и размера (расположения) линии на листе;

2-я стадия - уточнение расположения линии более заметными сильными точками;

3-я стадия - проведение по найденным точкам легкого изображения самой

4-я стадия - на основании сравнения проведенной линии с заданной дальнейшее уточнение расположения линии и проведение ее окончательного изображения более сильным нажимом карандаша.

Во втором примере (рис.15) даны изогнутая линия определенного характера и положения и последовательность

ее изображения на листе бумаги также

в четырех стадиях.

1-я стадия - пометка четырех крайних для данного положения изогнутой линии точек, определяющих габариты изображения, путем проведения прямых касательных к заданной линии и параллельных краям бумаги; нахождение

середины изображения:

2-я стадия - пометка шести характерных точек самой линии, из которых две определяют ее начало и конец, а четыре других находятся в местах касания данной линии к прямым, параллельным краям бумаги. Ориентирами для определения места этих точек должны служить середина и крайние точки изображения, помеченные в первой стадии;

3-я стадия - проведение легкого

изображения изогнутой линии через

шесть характерных точек, найденных во

второй стадии;

4-я стадия - дальнейшее уточнение

точками расположения линии на основе

ее сравнения с заданной и окончательное, более сильное изображение изогнутой линии.

Для развития чувства пропорций и глазомера полезно выполнить ряд упражнений от руки в 2,5-3 раза больше, чем в пособии. Эти рисунки затем проверяются и сравниваются на глаз или с помощью измерительных приспособлений (рис. 16-27).

Для передачи пластической формы предметов средствами светотени учащемуся необходимо вначале овладеть техникой тушевки (рис. 28). Чтобы доста-точнб верно передать все многообразие градаций светотени, ее силу, отношения и контраст, а также светлоту цветных поверхностей и характер фактуры, тушевка в учебном рисунке должна быть аккуратной. Для достижения этого следует проделать ряд упражнений. Сначала надо выполнить упражнения на равномерное покрытие плоскости бумаги тоном определенной силы (рис. 29).

Так как тональная гамма рисунка строится не на абсолютной силе тона, а на ее отношениях, необходимо проделать упражнения, развивающие чувство относительной силы тона (рис. 30).

Для того, чтобы почувствовать возможности изобразительного материала, приводится упражнение, показывающее, как зрительно меняется светлота бумаги в зависимости от силы рядом лежащего тона.

В начальных упражнениях тон следует наносить штрихами, используя движение кисти руки в обоих направлениях и не отрывая карандаша от бумаги. Штрихи нужно класть возможно ближе друг к другу в направлении, удобном для движения кисти, слегка меняя это направление для создания более однородного тона (см. рис. 28).

При выполнении всех этих упражнений, рассчитанных на развитие координации глаза, мозга и руки, поворачивать подрамник с листом бумаги не следует.



ГЛАВА. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ И ПОСТРОЕНИЯ ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ И ПРИМЕНЕНИЕ ИХ В РИСОВАНИИ

Современные средняя и высшая школы дают знания и представления об окружающем мире. Обучающийся рисунку должен использовать эти знания в рисовании.

Человеку свойственно представлять многие объекты и явления объемно и в пространстве. Цель учебного рисования состоит в том, чтобы развить зрительное

восприятие и объемно-пространственное

мышление и научить посредством рисунка, изобразительной графики передавать те или другие стороны окружающего мира, а самое главное, в дальнейшем - мыслить и рассуждать при помощи рисунка, решая разнообразные материально-практические и художественные задачи.

Человек, не прошедший основательной школы рисунка, может механически копировать, срисовывать с натуры простой по форме предмет, допуская при

этом ряд графических ошибок, но он запутается при изображении объектов

сложной формы. Для уверенного владения рисунком необходимы сознательная постановка видения натуры и умение логически последовательно изображать

ее на листе бумаги.

Учебный рисунок включает много вопросов и задач, которые при изображении сложных форм, созданных природой или человеком, должны решаться взаимосвязанно и по возможности одновременно: это вопросы конструкции, движения, пропорций, перспективы, светотени, цвета и фактуры и, наконец, композиции, которые должны как в процессе обучения, так и профессиональной

деятельности быть подчинены решению

той или другой конкретной задачи. Указанные вопросы достигают наибольшей сложности и глубины при решении

творческих задач, однако в элементарном виде с ними приходится сталкиваться и впервые приступившему к освоению учебного рисунка.

Во второй главе пособия каждый из этих вопросов для удобства изложения рассматривается в отдельности, здесь же раскрываются основные принципы и понятия, необходимые учащемуся при учебном рисовании. Детальное и взаимосвязанное рассмотрение узловых вопросов конструктивного рисунка приводится в разделах по практическому рисованию, главным образом, в разделах, посвященных изучению и рисованию человека и архитектуры.

/. Конструкция формы.

Общие понятия о строении формы. Связь внешнего построения с внутренней конструкцией. Важность познания конструкции формы для архитектора

Видимые глазом тела различаются по внешнему виду: форме, размерам, прозрачности, цвету и фактуре. Предметы, созданные природой или человеком, обладают общим содержательным признаком: имеют то или иное закономерное строение или конструкцию формы.

В учебном рисовании особое значение приобретает понимание конструкции формы с точки зрения ее пространственной организации, геометрической структуры и внешнего пластического строения, материала, из которого создана форма, ее функционального назначения. Будущему архитектору важно видеть и понимать именно эти стороны формы и



Глава1 Организация работы ипг^и^ель^ыеу^ия ?nj;i\ij прг\Ы^и*\* и ApuMHi4tU пл р /tjji

ее конструкции, необходимые в практической работе при проектировании и строительстве сооружений.

Познавая предмет с внешней стороне!, нужно стремиться проникнуть в сущность его внутреннего строения. По мере осознания этой сущности возникает более ясное представление о предмете.

В начальной стадии овладения рисунком учащегося должна интересовать прежде всего закономерная геометрическая основа конструкции, строение и связь элементов, составляющих ту или иную форму. Для этого необходимо рассмотреть изображаемый предмет со всех сторон, мысленно или практически сделать в нем ряд характерных сечений плоскостью и, наконец, на основании внешнего вида и внутреннего строения составить возможно полное представление о форме предмета. Это поможет более свободно, уверенно рисовать не только с натуры, но и, что особенно важно, по представлению.

Знания и понятия, приобретенные в школе по геометрии, должны быть применены в рисунке: понятия о точках, линиях, плоских геометрических фигурах и объемных формах - основа понимания конструкции предметов и их графического изображения.

Точка определяет характерные пункты, узлы конструкции в натуре и в

ее графическом изображении. Две узловые точки фиксируют положение двух взаимосвязанных узлов конструкции. С помощью ряда точек можно установить взаимное пространственное расположение узлов, характеризующих конструкцию формы в целом.

Линия определяет границах поверхностей, образующих форму предмета.

Линии намечают также конструктивнхе оси в некоторых телах или направления формы и ее частей.

Рассматривая конструкции простейших геометрических фигур и тел, мы видим, что треугольник определяется тремя точками вершин углов и тремя прямыми линиями, соединяющими эти точки; четырехугольники - квадрат, ромб, трапеция - характеризуются соответственно четырьмя точками и че-




31. Основные конструктивные а - куба, параллелепипеда; точки и линии б - пирамид^!; в - цилиндра,

геометрических форм шара; г - рассеченного цилиндра и шара

тырьмя линиями; круг определяется точкой центра и замкнутой линией, проходящей через точки, лежащие на равном расстоянии от центра; эллипс - точками двух фокусов и замкнутой линией, сумма расстояний от любой точки которой до фокусов остается постоянной. Для пометки эллипсовидных фигур в рисунке можно обойтись двумя осями и четырьмя лежащими на них характерными точками. Для более точной характеристики кривой необходимо взять еще дополнительные промежуточные точки.

Плоские фигуры служат основой понимания геометрического конструктивного построения объемнхх тел. Например, понятие квадрата дает представление о построении куба; понятие треугольника - о построении пирамиды; понятие круга подводит к пониманию

а



Конструкция формы



32. Основные т^и и

тел вращия а - конуса; б - эллипсовидного; в - сложных

33. Основные к^н^и^ые точки головы ч^.в^а и кисти р^и




цилиндра и шара, а эллипсовидн^хх фигур - к пониманию яйцевидн^хх форм (рис.3!).

Конструкция объемнхх тел определяется взаимнхм расположением харак-терн1х точек в пространстве. У граненхх форм этими узлов^хми точками служат вершине! пространственнхх углов. Например, куб характеризуется восемью точками вершин углов и двенадцатью линиями ребер, четырехгранная пирамида - четырьмя точками пространственных углов основания, точкой вершины и восемью линиями ребер и т.д.

Тела вращения отличаются осью, радиусами оснований и характерными точками образующей поверхности тела. Так, например, конус формируется радиусом окружности основания и точкой вершины (рис. 32,а). Усеченный конус и ци-

линдр определяются нижним и верхним основаниями и их взаимным расположением. Яйцевиднхе формах могут быть получены осью вращения и характерными точками образующей, т. е. пунктами сопряжений участков различных кривых и самими выпуклыми и вогнутыми точками, составляющими образующую (рис. 32,6).

Для определения сложной формы вазы необходимо, кроме радиусов оснований, воспользоваться еще рядом радиусов, соответствующих характерным точкам ее образующей (рис. 32,в). Нахождение конструктивных узлов-пунктов, направляющих линий и осей должно осуществляться методически последовательно, исходить из понимания формы и ее выявления в графическом изображении как простых геометрических тел,



S4 Глава 2, Основные закономерности восприятия и построен.я фоы п^еде^ов и пр.менение цд v ptiffttakut



34. Конструктивные пуы и направляющие линии

растений и беседки



так и сложнейших пластических форм.

Для наглядного рассмотрения конструкции геометрического построения простых тел хорошо сделать из проволоки или тонких деревянных реечек каркасы этих тел. Модели помогают получить представление о построении формы, так как позволяют одновременно видеть в пространстве все конструктивные узлы - точки, невидимые на обычных телах.

Прозрачность таких моделей в

значительной степени облегчает рисование предметов в различных поворотах и перспективных сокращениях (ракурсах). Рисование каркасов способствует с самого начала воспитанию объемно-пространственного мышления, да и сам процесс самостоятельного изготовления

объемных предметов, а затем их графического изображения в большей мере

помогает учащемуся осознать конструктивное построение формы и особенности ее изображения. Полученные на этих моделях навыки объемно-пространственного мышления дают возможность и на непрозрачных телах чувствовать, связывать форму в пространстве, воспринимать и изображать предметы уверенно, убедительно и сознательно.

На следующих рисунках показаны общие принципы геометрического построения более сложных форм, детальное рассмотрение которых будет дано в последующих разделах.

На схематическом рисунке головы человека показаны узловые анатомические пункты, главные линии построения и характерные разрезы, на основании которых можно понять пространственную конструкцию головы и провести построение ее изображения в рисунке (рис. 33).

Отправн^хми пунктами формы головы являются: середина подбородка, основания носа и переносицы, макушки, средняя точка зат^хлка. Линия, соединяющая эти пункты, образует так называемое основание профильной линии головы. Базовыми, необходим^хми для понимания пластической формы головы

считаются разрезы по профильной линии, параллельные ей сечения по глазницам, а также перпендикулярные разре-

зы, проходящие на уровне лба, глазниц, скуловых костей и рта. Одинаково относительно профильной плоскости располагаются вершины скуловых костей, характерные точки глазных впадин, надбровные и лобные бугры, теменные и затылочные бугры.

На схематическом рисунке кисти руки показаны главные конструктивные пункты, определяемые суставами запястья, пястья и фаланг пальцев.

При рисовании дерева основными пунктами служат основание и вершина, а также все точки ответвлений от ствола и точки характерных изменений в направлениях ствола и ветвей. У различных деревьев пространственное расположение узловых пунктов и их ритм имеют свои закономерности. Эти узлы определяют направления и пропорции ствола и ветвей. Отмеченный принцип построения может быть прослежен от корней вплоть до почек листьев и цветков растений (рис. 34).

Для понимания построения архитектурных сооружений принцип узловых конструктивных пунктов также имеет решающее значение. Изображенная на рисунке беседка-ротонда (рис. 34,внизу), состоящая из сочетания различных геометрических форм, обладает ясным строением благодаря закономерной связи основных конструктивных элементов: ясно выраженной центральной оси беседки, окружности ее основания, поставленных в определенном ритме колонн, опирающегося на колонны цилиндрического кольца антаблемента и завершающего сооружение сферического купола. Определяющими пунктами для объемно-пространственного представления о форме беседки будут центры ее стилобата, купола, антаблемента, нижнего и верхнего оснований колонн.

Принцип понимания конструкции с помощью основных узловых точек, осей и направляющих линий должен всегда применяться в учебном рисунке и служить в дальнейшем основой для изучения построения форм предметов, их функционального назначения и работы материала, из которого они сделаны.



Глава 1. Основные закономерности восприятия и построении ф^. п^е^.мев и п^е^е^е их в р^с^в^

2. Движение.

Общее понятие о движении. Виды движения. Движение, проявление работы конструкции. Изображение движения в учебном рисовании

В изобразительном искусстве одной

из основных задач является передача движения. Видимое глазом движение

отличается богатством и разнообразием

положений в пространстве, направлений, наклонов и поворотов тел или их частей по отношению друг к другу (рис. 35). Покой или равновесие есть

лишь зафиксированный момент движения.

Изобразительными средствами на одном рисунке невозможно передать какое-либо движение в пространстве, проходящее в определенный промежуток времени с начала до конца, можно передать лишь один момент из целого ряда, составляющего движение. Поэтому

требуется найти такой характерный момент, который раскрывал бы возможно полнее все это движение, давал бы представление о начале и конце его.

Разные жанры изобразительных искусств требуют передачи различных сторон и видов движения.

В объектах архитектурно-строительной практики посредством пропорций,

последовательности расположения объемов по вертикальным и горизонтальным направлениям, симметрии и асимметрии, цвета и фактуры, определенного ритма архитектурных форм передается ощущение движения (вверх, к центру, в глубину, влево, вправо), которое имеет большее значение для создания художественного образа сооружения или ансамбля.

Так, например, на схематическом рисунке показан фрагмент комплекса сооружений с главным композиционным направлением движения вдоль улицы, которое нарушается перпендикулярным

улице углублением двора (курдонера)

с возвышающимся в глубине сооружением. Зритель на улице поневоле переводит взгляд на новое направление.

внутрь курдонера и вверх, испытывая при этом определенную смену впечатлений (рис. 36,а). На схематическом рисунке показаны примеры решения внутреннего пространства. На рис. 36,(5 основное композиционное движение направлено вдоль пространства, в центр и вверх.

Передача в изобразительном искусстве различных видов движения требует высокой изобразительной и общей культуры. Задача же учебного рисования - дать основные простейшие понятия движения и научить его изображать.

Начинающим изучать рисунок на неподвижных или находящихся в покое телах важно определить характер направления тел и их частей относительно земли, т. е. вертикали и горизонтали, а также направление частей по отношению друг к другу. Надо отметить, что понятие движения теснейшим образом связано также с понятием тяжести: вес и расположение центра тяжести по отношению к опоре определяют устойчивое или неустойчивое состояние предмета.

Схематические рисунки (рис. 37) иллюстрируют простейшие виды движения, которые могут быть изображены: устойчивое и неустойчивое состояние, движение вперед, назад, в стороны, вверх, вниз и различные повороты, возникающие при вращении.

На рисунках простых геометрических тел показаны примеры устойчивого и неустойчивого состояния в зависимости от положения центра тяжести по отношению к опоре. Аморфное тело находится в покое, если равнодействующая силы тяжести проходит через опору. Куб изображен в трех положениях. В случае опоры на всю грань положение устойчивое, в случае опоры на линию ребра или точку угла - неустойчивое.

Кроме того, устойчивость зависит от ряда дополнительных факторов: на-

35. Примеры движен в природе

форм 36. Пространственное

направление д^иж а - вдоль улицы, поперек и вверх: б - внутри сооружения



1 2 3 4 5 6 ... 29
Яндекс.Метрика