Главная » Книги и журналы

1 ... 23 24 25 26 27 28 29






воры разной силы. Начинать слабым раствором, почти водой и заканчивать сильным (рис. 286). Это уместно при рисовании с натуры для решения общих отношений и последующей деталировки. Такой прием необходим для рисования по памяти и по представлению, когда приходится восстанавливать и представлять в рисунке характер, пропорции и освещенность. Тем более понятна ценность такого подхода в эскизах при решении архитектурных, скульптурных и живописных композиций.

Кисть позволяет начинать рисунок с линий и кончать тоном и наоборот. Каждый из этих приемов имеет свою выразительность. Определенный интересный эффект достигается при работе кистью по влажной бумаге. Зернистость и расплывчатость края мазка создают мягкость и свободную широту рисунка. Иногда хорошо начинать работу по влажному листу и кончать - по сухому.

287. Применение

тонированных б^.м^

Широта манеры работы кистью должна быть следствием большого опыта, приобретенного в ходе работы над учебным рисунком, усвоения всех его основных принципов.

В рисунке кистью можно использовать и перовую технику. В этой технике наиболее выгодно выявляются свойства пера при линейном построении изображения, а кисти - при передаче свтоте-невых и цветовых отношений. Целесообразно начинать рисунок с линейной прорисовки пером и заканчивать тоном, наносимым кистью. Иногда при решении светотеневой задачи можно начинать рисунок с прокладки тона кистью, а заканчивать пером с прорисовкой и уточнением изображаемого. Рисунок пером с последующей прокладкой тона кистью имел и имеет большое




применение в архитектурной графике. Принципиальный характер упражнений тот же, что при рисовании пером или кистью.

Совмещение различных инструментов иматериалов

Совмещение различных инструментов и материалов в одном и том же рисунке обогащает возможности рисовальщика. Сочетание кисти, карандаша и различных мелков имеет определенный смысл в рисунках с натуры и в композиционных эскизах. Некоторые художники и архитекторы любили свои станковые графические работы выполнять в смешанной технике. Порядок ведения работ может быть разнообразным: начинать можно кистью, а кончать графитом или мелком и, наоборот,

начинать с мелка и графита, а кончать пером и т. д. Последовательность употребления материалов влияет на характер выражения линий, тона и фактуры рисунка.

Применение тонированных бумаг в какой-то мере облегчает работу рисующего (рис. 287). Ее тон опытн^хй рисовальщик максимально сохраняет в в полутонах формы и фона, помечая только тени и свет. Экономными средствами может достигаться большая выразительность рисунка. Тени на тонированной бумаге могут быть наложены различными грифелями, мелками, кистью, пером, тушью, акварелью и т. д. Света рисуются белыми мелками или наносятся кистью и пером. Рисование белилами на тонированной бумаге требует от рисующего хорошего вкуса. Его видение рисунка должно быть не поверхностным, а глубоким.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современн^1й архитектор может успешно выполнять свое назначение, если будет обладать всесторонней

культурой и широким кругозором. Культура архитектора, его кругозор должны быть тесно связаны с рисунком. Это естественно осуществляется, если с самого начала принятая манера и воспитание навыков в учебном рисунке опираются на знания, приобретенные рисующим в жизни, в различных областях науки, техники и труда. Образно говоря, понятия по математике и естественным наукам, по философии,

физике, теоретической механике,

статике и динамике, сопротивлению материалов должны находиться у рисующего на кончике карандаша. Рисунок должен помогать практически осваивать эти теоретические понятия, а они в свою очередь должны помогать практически наглядно осваивать прин-цип^1 рисунка. Противопоставление учебного, рисунка наукам и технике - невежество.

Главная задача архитектора - создание новых форм в натуре, в природе, в трехмерном измерении, в пространстве - определяет требования и основную манеру учебного рисунка.

Надо всеми путями подойти к тому, чтобы идеи, мысли объемно-пространственного порядка, возникающие в голове, могли быть без затруднения понятны и просто выражены в рисунке.

У архитектора между мышлением и рисунком должна существовать координация, подобная той, которая выработана у грамотного человека,

когда он без особых усилий читает

или записывает через буквы и слова те или другие мысли.

Учебный рисунок должен обострять

зрение на природу, заставлять сознание рисующего проникать внутрь строения формы, т. е. за внешними проявлениями видеть их более глубокие причины.

Слова В. И. Ленина о том, что ... ум человеческий открыл много диковинного в природе и откроет еще больше, увеличивая тем свою власть над ней , имеют прямое отношение и к рисунку. Рисунок играл и играет в познании природы не последнюю, а одну из первых ролей.

Примером тому служит для нас деятельность великого Леонардо да Винчи. Его достижения в науке, технике и искусствах не могли быть осуществлены без рисунка. Его манера рисунка сделала возможным одновременное глубокое познание природы, ее всестороннее изображение, а также создание не только произведений искусств, но и новых конструктивных форм.

В познании природы, в науке, технике, при создании новых форм большое значение имеет применение условных пунктов (точек) и основных направлений (линий). Можно сказать, что без использования узловых пунктов и направляющих линий немыслима успешная деятельность человека в жизни вообще, а тем более его успешная работа в науке и технике в частности.

Все это обусловило принятие манеры учебного рисунка, последовательно проводимой в первых частях данного пособия.

Следовательно, рисующий должен использовать в мышлении и изображении узловые пункты и направляющие линии, определяя их через так называемые основные точки. Такая манера



рисунка поневоле вырабатывает привычку сперва рассуждать, а потом рисовать.

Нахождение и отбор главных

точек - своего рода маяков, а через них направляющих линий конструкции заставляет охватывать форму в целом, что позволяет последовательно решать вопросы общего и частного порядка с точки зрения конструкции, движения, пропорций и композиции. Такая манера учебного рисунка, естественно, подводит к пониманию знания общего и частного, абстрактного и конкретного не только при выполнении рисунка, но

и при всякой практической деятельности

человека. Такая манера рисунка облегчает связанное понимание процесса получения изображения на плоскости как ортогонального и аксонометрического, осуществляемых путем проекции формы параллельными лучами, так и перспективного, получаемого при помощи конических лучей, идущих от

формы в одну точку (глаз). Такая

манера рисунка развивает зрительную память, без которой невозможен рисунок от себя , по представлению, без чего в свою очередь немыслимо композиционное мышление при создании в голове и на листе бумаги новой

пространственной формы.

С помощью принятой в этом пособии

манеры рисунка легче понять условия освещения и закономерности светотени

на изображаемых формах того или иного цвета и фактуры.

И, наконец, эта манера рисунка, естественно, может служить основой

начертательной геометрии и черчения,

в том числе и архитектурного, и правильного использования при этом чертежных инструментов.

Вполне закономерно, что в пособии

большое внимание уделено изучению

и рисованию человека. Составляющие

части и все тело его являются незамени-м^1ми объектами для приобретения навыков и всестороннего освоения принципов учебного рисунка.

Тело человека, созданное природой

в процессе длительного развития, может служить прекрасным образцом

цельного совершенного организма с точки зрения логического построения конструкции, единства и раздельности функционального назначения различных органов (орудий) и работы материала, из которых они созданы.

Возможность постоянного восприятия и познания через все доступные нам чувства, на самом себе, форм человека и многих процессов, происходящих с ними, воспитывает правильное мышление, так как позволяет устанавливать постоянно при рисовании с них неразрывную органическую связь внешнего проявления с внутренним состоянием формы, а работу материала с тем или другим движением конструкции. Это исключительное отношение к формам человека со дня нашего рождения определяет обостренный интерес к ним и вызывает поневоле через рисунок этих форм более сознательное и тонкое чувство прекрасного. А огромнхй опгт, накопленный человечеством как в изучении, так и в изображении сложнейших форм человека делает более легким процесс всестороннего полного освоения принципов учебного рисунка.

Тот факт, что человек органически связан с природой, позволяет перекинуть мост от познания и изображения человека к всестороннему познанию и изображению форм природы вообще, и форм животного мира в особенности.

Для удовлетворения потребностей человека должны создаваться различные формы, в том числе и архитектурные, при этом размеры и пластика форм человека, как правило, являются определяющими данными для размеров и пластики создаваемых вещей, то познание человека с помощью рисунка составляет неотъемлемую часть успешной работы архитектора.

План построения и последовательный выбор объектов для рисования, приводимые в данном пособии, определены удобством изложения. В практике обучения рисунку последовательность рисования объектов может быть другая. Например, одни архитектурные детали могут быть поставлены раньше головы, другие - позже; а живая фигура -



после ландшафтных форм и т.д. Полезно

возвращаться от более сложных форм к простым, например, после рисования человека или архитектуры к рисованию геометрических тел,- для лучшего уяснения принципов рисунка, имея в виду, что та же линия и точка, тот же куб или шар в разное время обучения по-разному будут рассматриваться и изображаться.

Рисунок как учебн^1й предмет требует огромного целенаправленного труда, каждодневнхх упражнений. Занятий в классе, проводимых по обязательной программе обычно один раз по 2-4 ч в неделю, безусловно, недостаточно. Вследствие этого в классе или при встрече с опытным педагогом по рисунку учащийся должен получать принципиальные установки для своей ежедневной самостоятельной работы, которая в

конечном результате определит его творческий успех.

Будущему архитектору для развития композиционного мышления постоянно по всем заданиям необходимо делать рисунки по памяти с последующей проверкой и сравнением с объектом, делать рисунки от себя или по представлению, а также по ортогональным видам - перспективные и аксонометрические

изображения. Это исподволь приучит

рисующего цельно решать тему, обращать внимание на главное, опуская детали.

Учебный рисунок должен быть

тесно связан с общим мышлением человека, что обостряет и развивает так называемое абсолютное зрение на натуру. Рисуя, нужно видеть форму в развитии, во времени, а за внешним проявлением видеть глубокие внутренние причины. Об этом хорошо говорит народная мудрость: Не тот человек видит, который только видит, что делается перед горой, а тот, который

представляет, что делается за горой и в горе, не тот человек видит,

который видит стоящее большое дерево,

а тот, который представляет, из чего и как оно выросло . Настоящий архитектор должен следовать этим мудрым пословицам при изучении и рисовании

не только природы, но и при рисовании и изучении архитектурных форм.

Основная цель и задача пособия - показать обучающемуся путь освоения основных принципов рисунка, приобретения твердых навыков, координации глаза, мозга и руки в связи с общим мышлением. Это определило то, что все упражнения начальной стадии обучения рисунку выполнялись графитным карандашом (в некоторых случаях пером) на белой бумаге с тем, чтобы широкие возможности других изобразительных материалов не заслоняли бы от обучающегося основной задачи учебного рисунка и не отвлекали бы его внимание на внешние эффекты, на которые невольно толкает применение таких изобразительных материалов, как уголь, сангина, цветные карандаши, кисть и тонированная бумага.

Сухая карандашная манера в начале обучения должна и может явиться прочной основой последующего применения широких изобразительных материалов. К этому времени общая культура рисующего должна позволить более сознательно отнестись к широким изобразительным материалам. Допустимые широкие манеры при этом определяются конкретными задачами рисунка и в большей мере субъективными вкусами рисующего. Эти манеры позволят в свою очередь познать глубже природу и увидеть возможности изобразительных приемов, что непосредственно приведет обучающегося к творческому рисунку и вопросам изобразительного искусства.

Изучение рисунков в художественных, архитектурных музеях, на выставках, в мастерских художников, частных собраниях и с репродукций станет постоянной школой-учителем в сложном, разнообразном архитектурно-художественном творчестве.

В конце учебного пособия помещено незначительное число рисунков видных художников и архитекторов (рис. 288-327) в качестве примеров применения различных материалов и приемов.



I. .


288. А^. П. Остроумова-Лебедева (1871-1955). Венеция. Черн. кар.






289. Ф.М. Матвеев (1758- 1826). Тив^.ли. Водопады. Ит.л. кар. сер. м.

290. В.Д.Поленов (18441927). Ц^еве альбомные рисунки

Экстерьер. Люстра. Бытовые предметы. Национальная о^увь














1 ... 23 24 25 26 27 28 29
Яндекс.Метрика