Главная страница
Строительная теплофизика
Строительство в США
Тепловой режим здания
Геохронология Земли
Антикоррозионная зашита конструкций
Архитектура
Строительство подземных сооружений
Дымовые трубы
Черчение для строителей
Обмоточные провода
Проектирование радиопередатчиков
Радиоприемное устройство
Резисторы
Резисторы - классификация
Транзисторы
Электропитание
Электрические аппараты
Металлические корпуса
Операционные усилители
Устройства записи
Источники вторичного электропитания
|
Главная » Книги и журналы 1 ... 22 23 24 25 26 27 28 29 б ГЛАВА. МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В РИСУНКЕ Многообразие учебн^хх и творческих задач вызывает необходимость обращать серьезное внимание на разные манеры выполнения рисунков. В свою очередь это вызывает потребность изучать технические возможности различных материалов и инструментов, применяемых в рисунке. Выбор той или иной манеры, тех или других материалов и инструментов в каждом случае определяется задачей, которая ставится перед рисующим. В начале обучения для твердой постановки навыков и координации действий рисующего рекомендуется рисовать карандашом с тонким грифелем средней твердости (или мягкости) - М , 2М или В , 2В , на белой бумаге определенного размера, использовать мягкую резинку, легко превращающуюся в крошку. В дальнейшем, по мере приобретения опыта и навыков, находят применение и другие материалы. Методически правильно будет в это время более внимательно и старательно изучать с помощью копирования наследие мастеров. Надо при этом стараться проникнуть в суть их творчества, установить связь между темой-сюжетом и манерой, местом и временем, миросозерцанием и вкусом зрителя и художника. Изучая наброски, эскизы и завершенные произведения мастеров, нет необходимости делать законченные копии больших размеров. Можно обобщенно, в малом формате поместить всю композицию, а отдельно более крупно скопировать и частично проработать только характерные детали. Все вместе взятое - острое видение окружающего мира с помощью рисунка, глубокое познание истории рисунка - может и должно привести к свободному, выразительному графическому мастерству, выявлению индивидуальных склонностей, определению своего лица, своего интереса в изобразительном искусстве. Но при этом надо сохранить реалистическое отношение к манерам и материалам, не находиться под их гипнозом, быть их хозяином, не впадать в манерность, во внешний техницизм. При всех обстоятельствах должен сохраниться здоровый, острый взгляд на природу, человека и его творчество. Чтобы более менее освоить те или другие рисовальные инструменты и материалы, использовать их возможности по-разному, подчинить их своему замыслу, преодолеть шаблон в технических приемах, необходимо проделывать ряд систематических простых упражнений. Приведенные в пособии упражнения и различные рисунки мастеров, конечно, не исчерпывают всего, что может дать тот или другой материал и инструмент. Надо постоянно пробовать их по-разному. Это позволит по-другому смотреть на технику и манеру, глубже понимать богатые возможности разных манер и техники. Надо помнить, что оригинальные рисунки сильно отличаются от их репродукций, напечатанных в ином размере и цветовом тоне, часто с полиграфическими погрешностями. Необходимо по возможности рассматривать и изучать рисунки мастеров в подлинниках или репродукциях. Нельзя стать мастером, не почувствовав и не познав по-настоящему творческую лабораторию художника, архитектора. Замечательны во всех отношениях рисунки Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Веронезе, Рубенса, Дюрера, Рембрандта, Пуссена, Иванова, Брю-лова, Сурикова и многих других выдающихся художников. Исключительный интерес вызывают и рисунки таких мастеров архитектуры, как Баженов, Казаков, Кваренги, Камерон, Тома де Томон, Воронихин, Захаров, Фомин, Щусев, Щуко, Жолтовский и др. Нельзя пройти мимо рисунков художников, выбравших целью изображения архитектурный пейзаж, интерьер и экстерьер. Велико в этом жанре мастерство Гонзаго, Пиранези, Тьеполо, Гварди, Каналетто, С. Щедрина, Воробьева и др. Широкой набросочной манерой рисунка полностью может воспользоваться мастер, обладающий большой общей культурой, понимающий глубоко и философски широко главную конечную цель своего творчества. В набросоч-ных рисунках, эскизах непосредственно проявляется процесс глубоких раздумий, отказ от одного, согласие с другим решением. Трудно перечислить все объективные и субъективные причины, влияющие на окончательный выбор композиционного предложения. Ими могут быть более глубокое проникновение автора в тему, критика специалиста, вкус заказчика, перемена условий, времени, изменение экономических возможностей, замена одного материала другим и т. д. Архитектор, художник должен тонко чувствовать правду жизни и стремиться отвечать ее требованиям. Иногда художники и особенно архитекторы, чтобы придти к окончательному решению, вынуждены делать сотни, тысячи набросков - эскизов как общей композиции, так и отдельных деталей. Будущим архитекторам надо всегда помнить, что набросок в композиционной работе является не самоцелью, а средством поиска лучшего решения для будущего сооружения или картины. В этом случае набросок будет самоценен. И вполне справедливы и уместны слова Микеланджело, сказанные не для начинающих, а для тех, кто до- 274. Фиксирование 276. Живописная рисунков карандашная манера 275. Различныеприем1 использования карандаша стиг кое-чего : Рисунок, который иначе называется искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры . Ниже дается краткий обзор основных возможностей разных материалов и инструментов. Подробный разбор техник, манер и материалов для рисования студент может найти в специальных пособиях, приведенных в списке рекомендуемой литературы. Большое значение будет иметь и изучение манер и техник старых мастеров, с работами которых можно познакомиться в музеях и по книгам, посвященным вопросам искусства вообще и рисунка в частности. В современных рисунках находят применение различные сорта бумаги, рисовальные инструменты и материалы. Различные сорта бумаги отличаются толщиной, фактурой, проклейкой, цветом, крепостью, плотностью, прозрач- ностью. Все они могут б^гть с успехом использованы в рисунке. Например, на сам^1х дешев^хх, так называемых газетной, оберточной, папиросной, можно добиться выразительности, какой не добьешься на дорогой ватмановской. Конечно, длительные и большого размера рисунки следует вести на более прочной (плотной и проклеенной) бумаге, кратковременные и меньшего размера - на менее прочной. Простая дешевая бумага располагает к более свободному и быстрому рисунку. Использование цвета, фактуры бумаги также дает определенный изобразительный эффект. Разнообразные рисовальные материалы можно подраспределить на две группы: 1-я -сухого употребления - разной твердости свинцовые графиты, цветные грифели, мелки, сангина, пастель, простой и прессованный уголь. Они применяются в различн^хх деревянных, металлических, пластмассовых вставках и без вставок. При употреблении сухих материалов также пользуются растушками из твердо скатанных замши или мягкой бумаги с зачиненными концами; резинками разного состава - мягкими, эластичными, крошащимися, тверд^хми и плотными с добавками мелкого песка. Одни резинки позволяют хорошо растушевывать, распределять тон на бумаге, другие - стирать, снимать тон до блика. 2-я - мокрого употребления - тушь, чернила, акварель, гуашь, размываемы кистью мелки, соус. Их можно наносить на бумагу различными перьями: металлическими, птичьими, из тростника, соломы, дерева; кистями круглыми и плоскими разных размеров; рапидографами, авторучками. Очень эффектными могут быть рисунки, выполненные ручками с фетром, наполненные химическими растворами всевозможных цветов, так называемыми фломастерами; ручками с бамбуковыми стержнями, наполненными особыми чернилами и шариковыми ручками. Все эти материалы и инструменты позволяют использовать их по-разному, добиться широкого диапазона в линейном и тональном выражении рисунков: сила, толщина, прерывность линии, та или другая условность, возможность класть штрих по-разному, растирать и стирать, работать плашмя, широко покрывая поверхность бумаги, начинать с тона - кончать линией и, наоборот, работать сухо и мокро размывкой, одновременно сочетать в одном рисунке разные материалы: перо и мел, перо и кисть и мелки и т. д. При определении композиции рисунка и размера изобразительной плоскости надо иметь в виду и предполагаемые материалы и инструменты, которыми будет выполнен рисунок. Так, работать углем удобнее на большом формате бумаги, в широкой манере. Тонкий перовой рисунок рациональнее делать на малом формате. Не случайно большие мастера свои композиции в первой технике делали часто на малых форматах. Да и не только перовые. Увлекаться большими размерами не стоит. Рекомендуется делать рисунки размером не более половины стандартного листа (40 X 60 см). Это удобно с точки зрения хранения работ - большие рисунки трудно сохранить. Надо не забывать и того, что сохранность и долголетие рисунка, выполненного сыпучими материалами, зависит от того, насколько он будет хорошо закреплен. Существует много способов закрепления: обезжиренным молоком, канифолью, желатином и т. д. (рис. 274). Закрепители-фиксативы можно приобрести в магазине художественных принадлежностей. Для удобства изложения разбор технических приемов и манер рисунка сгруппирован по инструментам и материалам. Графитные карандаши Это самые простые, но благородные, самые дешевые по цене, но богатые по возможностям карандаши, доступные всем. Они удобны в работе. Начиная с детства, человека привлекают незаменимые во многих делах карандаши, которые вместе с бумагой и ручкой с пером становятся постоянными спутниками, помогающими человеку находить правильный путь и решать разные задачи. Настоящий рисовальщик понимает, что овладение карандашом облегчает использование всех других рисовальных инструментов и материалов (рис. 275). Наиболее употребляемые графитные карандаши делятся на твердые и мягкие. По градации твердые имеют обозначения: Т , 2Т и так до 6Т ; мягкие: М , 2М и так до 6М ; средние между ними имеют марку ТМ . В других странах букве Т соответствует Н , а М - В . Наиболее употребляемые в учебном рисовании карандаши: ТМ , М и 2М . Ими удобно работать на бумагах всех сортов. Твердые карандаши находят применение при исполнении рисунков и чертежей, когда необходимо тонко и точно передать какое-либо изображение. Бумага для этих карандашей должна иметь прочную поверхность. Мягкие карандаши, начиная с ЗМ , дают в рисунке широкую градацию по силе линий и тона с красивой фактурой, они допускают возможность работы на самых слабых по структуре бумагах, вплоть до папиросной . Богатые качества мягких карандашей (жирность фактуры, интенсивность тона) позволяют вести рисунок в живописных манерах. Для полного использования их технических возможностей необходим большой опыт в рисовании (рис. 276). Карандаши типа Негро с грифелем густого черного цвета и блестящей фактурой, а также угольные с матовой бархатной фактурой обладают 2. Толстые грифели, мелки и уголь 277. Виды грифелей и 278. Способы р^с^ грифелями хорошими графическими качествами и могут применяться в учебном рисовании. 2. Толстые грифели, мелки и уголь Цветовая гамма их разнообразна, фактура и твердость - различны. Красиво смотрятся рисунки, выполненные грифелями черных и коричневых оттенков (рис. 277-279). Грифели могут иметь сухую - сыпучую структуру или жирную - вязкую. Линии и штрихи, нанесенные на бумагу сыпучим грифелем, легко снимаются ваткой и стряхиваются тряпочкой; нанесенные жирным, вязким трудно удаляются даже резинкой. Сухими грифелями хорошо вести поиски в рисунке на одном и том же листе, для них бумага может иметь пористую, рыхлую, слабо проклеенную поверхность; для жирных грифелей бумага должна быть плотной. Грифелями без оправ (вставок) можно работать торцом и плашмя. Интересен по своим техническим и художественным возможностям последний способ (рис. 280). Меняя силу нажима и повороты грифеля к направлению штриха, можно добиваться определенной выразительности рисунка, быстро и обобщенно передавать движение, решать светотеневые и объемно-пространственные задачи. Применение грифелей разных цветов в одном и том же рисунке обогащает возможности передачи цвета изображения. Растирание штрихов грифелей различными растушками, резинками и тонкими наждачными шкурками меняет несколько их цвет, тон и фак- Л.2 V 279. Приемырисования грифелем 280. Приемырисования грифелем выразительные туру, дает новые средства в рисунке. Некоторые грифели-мелки хорошо растворяются водой. Употреблять их можно по-разному: во-перв1х, сначала развести и на бумагу наносить кистью; во-вторых, по положенным штрихам и линиям работать размывкой кистью; в-третьих, рисовать по сырой бумаге. Приведенные рисунки не исчерпывают всего богатства возможностей этих материалов. Необходимо самим экспериментировать и пробовать их по-разному. Перовая техника - особая область рисунка и графики - требует большого напряжения и работы наверняка . Ошибки в передаче движения, пропорций, конструкции и т. д., а также штрихи, выполненные не в плане общего графического замысла, ведут к порче всего рисунка, так как исправить их трудно. Раствор глубоко проникает в структуру бумаги и при его удалении она разрушается. Линии и штрихи на подчищенном месте расползаются. В эскизах для композиции и набросках с натуры это нестрашно, но в закончен- ных рисунках это приносит большие огорчения рисующему. В учебных целях полезно проводить рисунки пером. Это воспитывает у учащегося собранность и точность расчета. В художественной практике прошлого употреблялись перья гусиные, тростниковые, соломенные. В настоящее время распространены металлические перья, имеющие разные размеры и формы (рис. 281). На характер штриха и линии влияет кончик пера. Он бывает острым, узким, тупым, широким, закругленным, твердым и мягким. Назначение рисунка определяет выбор того или другого пера и бумаги. Перовая техника имела в прошлом и имеет сейчас большое распространение как в творчестве художников, так и архитекторов. Линия, проведенная пером, хорошо сохраняется. С перовых рисунков легко выполнять типографскую печать и фотографии. Для перовой техники обычно употребляются тушь и чернила разных цветов. Кроме того, можно применять растворы морилки и акварели. В эскизно-поисковом и натурном рисовании используются растворы разной силы: слабыми делаются первые пометки, сильными - последующие и окончательно найденные решения. Иногда в законченных рисунках последний план выполняется слабым раствором, а передний план - более сильным. Такой прием позволяет достигать большой пространственной глубины в изображении (рис. 282, 283). Некоторые приведенные упражнения и рисунки мастеров могут послужить исходной основой для освоения увлекательной перовой техники, а также использования в рисовании рапидо-графа и различных фломастеров. Кисть Кисть предоставляет рисовальщику большие возможности работать по-разному и почти на всех сортах бумаги. 281. Инструменты дл штриховой т^:кники 282. Перьевой ринок 283. Перьевой р^с^о^ Длительные рисунки и большого размера целесообразнее вести на более прочной бумаге, кратковременные наброски с натуры и эскизы малого размера к композициям живее и свободнее получаются на более дешевых, тонких и менее прочных сортах бумаги. Чаще всего в рисунке применяются круглые кисти с мягким волосом. Они дают тонкую линию и широкий мазок (рис. 284). Это позволяет совмещать тональную широту с тонкой прорисовкой. Для фактурных мазков иногда применяют плоские кисти с щетинистым волосом. Кистью можно также работать штрихами и линиями. Наклон листа бумаги имеет большое значение в ходе работы. Наклон листа, близкий к вертикальному, позволяет наносить раствор равномернее (рис. 285). Наклоном кисти можно регулировать отдачу раствора: с обращенной 284. Кисти 285. Работа кистью 286. Работа кистью вниз кисти раствор легко стекает на бумагу; кисть, обращенная вверх, забирает его излишки и позволяет работать более сухо. Целесообразное использование возможностей кисти позволяет получать на бумаге тон с разной фактурой, обогащая выразительность рисунка. Как в рисунке пером, так и в рисунке кистью часто выгодно применять раст- 1 ... 22 23 24 25 26 27 28 29 |
|