Главная страница
Строительная теплофизика
Строительство в США
Тепловой режим здания
Геохронология Земли
Антикоррозионная зашита конструкций
Архитектура
Строительство подземных сооружений
Дымовые трубы
Черчение для строителей
Обмоточные провода
Проектирование радиопередатчиков
Радиоприемное устройство
Резисторы
Резисторы - классификация
Транзисторы
Электропитание
Электрические аппараты
Металлические корпуса
Операционные усилители
Устройства записи
Источники вторичного электропитания
|
Главная » Книги и журналы 1 ... 8 9 10 11 12 13 14 ... 29 пластической анатомии или его логической конструктивной основой, будет прочным и не будет поддаваться капризу временной фантазии. Изучение фигуры принято начинать с рисования скульптуры по нескольким причинам. Главный объект скульптуры - человек. Она его передает многогранно: показывает всю фигуру, лицо, наиболее типичные движения, сложные переживания, характер; рассказывает о внутреннем мире, стремлениях, порывах, надеждах. Скульптура тесно связана с архитектурой. Как элемент синтеза искусств, рисование неподвижной скульптуры позволяет учащемуся спокойно вести рисунок, обращая главное внимание на основные закономерности построения фигуры человека и ее частей, тогда как рисование живого человека, меняющего в какой-то мере во время работы позу, требует большего напряжения и больших знаний взаимной связи частей тела между собой. Скульптурные изображения, созданные выдающимися художниками и в известной мере обобщенные ими, приучают учащихся в последующем при переходе к рисованию живого человека отбирать существенное и отбрасывать случайное как при изображении всей фигуры, так и ее деталей. Одноцветная и, как правило, однофак-турная скульптура, особенно гипсовая, позволяет лучше прослеживать и передавать форму средствами светотени, в отличие от живой фигуры, цвет и фактура которой в известной мере усложняют изображение формы, ставя перед учащимся сложные дополнительные задачи. Одновременно с рисованием внешней пластической формы человеческой фигуры учащемуся необходимы целенаправленные знания пластической анатомии и узловых характерных точек фигуры человека, опираясь на которые 108 Глава 4. Рисование и и^ч^ие ч^.в^а можно верно и быстро решить сложные задачи художественной композиции: структуры, ритмики движения, масштабности, пропорций, светотени, контраста и нюанса, а также перспективных сокращений формы. В медицине анатомия охватывает много специальных, сугубо профессиональных вопросов. В изобразительном же искусстве обычно изучается пластическая анатомия человека или животного, устанавливающая закономерную связь между внешними визуальными формами (в движении) с их внутренним строением. Изучение пластической анатомии надо начинать со скелета-каркаса - основы человеческого тела. Кости скелета служат опорой для всех частей тела и защитой его внутренних органов. Изучение формы отдельных костей и мышц необходимо связывать с их функциональным назначением. Для плодотворного применения в рисунке знаний пластической анатомии вслед за изучением внешнего вида и внутренней конструкции тела человека студенту показываются возможные движения и происходящие при этом пластические изменения формы отдельных частей или всей фигуры. Изучение пластической анатомии дает студенту теоретические и практические знания, обогащает ум, обостряет видение формы. На начальном этапе учебы человек-натурщик должен ставиться в исходное - вертикальное положение. Построение человеческой фигуры следует базировать на системе осей и плоскостей, соответственно системе прямоугольных координат. Они позволяют верно поставить фигуру, сделать ряд характерных сечений ее и точно соотнести абсолютные размеры всех ее частей. На рис. 117 показаны три основные оси и проведенные через них плоскости, на которые проектируются изображения стоящей в исходном положении фигуры. Для изучения отдельных частей берутся другие частные оси и плоскости, параллельные основным. Наблюдая фигуру человека в исходном положении, можно отметить ярко выраженное деление ее на основные элементы: туловище, состоящее в свою очередь из тазовой, поясничной и грудной частей; голову с шеей; верхние и нижние конечности (рис. 118, 119). В этом случае все кости располагаются симметрично относительно вертикальной плоскости, проходящей через середину тела. Почти все кости парные. Исключением являются позвонки, грудина и нижняя челюсть. Отдельно взятая парная кость - асимметрична, а непарная - симметрична. При рассмотрении скелета и тела человека со всех сторон делаем важный для дальнейшего изучения и рисования вывод: смежные кости не лежат на одной прямой, а суставы, их соединяющие, не следуют направлению ни одной из соединяемых ими костей, а имеют собственное (третье) направление. Разъединяя кости в суставах и рассматривая их отдельно, видим большое разнообразие их форм в зависимости от функционального назначения. Длинные кости, у которых продольный размер значительно больше поперечного, представляют собой рычаги, приводимые в действие мышцами. К ним относятся кости бедра, голени, предплечья, плеча и ключицы. Их трубчатое полое строение создано природой для большей прочности при одновременном облегчении массы. В меньшей мере этими качествами обладают более короткие кости этой группы: плюсны, пясты, фаланги пальцев кисти руки и ступни. Каждая длинная трубчатая кость состоит из средней части - тела и двух расширенных концов, утолщенных для образования сустава и для большей крепости при передаче сжатия и растяжения в суставах. Короткие кости (позвонка, запястья, плюсны) имеют приблизительно равные поперечные и продольные размеры. Продольные и поперечные размеры плоских костей (лопатки, таза, грудины) превосходят их толщину. В смешанных костях (основная кость черепа, 119. Исходные виды мускулатуры - спереди; б - сбоку; - сзади ребра) сочетаются признаки длинных, коротких и плоских костей. Сочленяются кости посредством соединительной ткани в суставах ноги, руки, хрящей в позвонках, ребрах и грудине, а в черепе при помощи швов истинных и ложных. Виды соединения костей, сопряжений суставов и возможные движения их изображены на рис. 120. Форма суставн^хх поверхностей зависит от функционального назначения сустава. Система костей, мышц и сухожилий образует подвижную вантовую систему, управляемую сознательно или инстинктивно. Мышцы (рис. 121) осуществляют движение тела и его частей, а также фиксацию их различных положений. Они прикрепляются к костям и соединяются между собой при помощи сухожилий. Мышцы играют большую роль в образовании пластики, осанки тела и выразительности его внешнего рельефа. Средняя масса мышц у мужчин -36% от всего тела, у женщин - 32%, а у физически тренированных людей иногда достигает 50%. Кровеносная система доставляет мышцам питательные вещества, а нервная система управляет их действиями. При нарушении этих связей мышцы слабеют и перестают действовать. Слово мышцы или мускул произошло от латинского слова мускулюс - мышонок, так как некоторые мышцы напоминают форму мыши, бегущей под кожей. У обоих имеется веретенообразное брюшко, головка и хвостик. Названия мышцам были даны по следующим признакам: по роду их действия - сгибатели, разгибатели, отводящие и приводящие, жевательные; а в 120. Схема различных сочленений костей посредством: а - хрящя; б - соединительной ткани; в - костной ткани; г - зубчатого шва (истинного и ложного); д - клиновидного соединения; схематические вид^1 суставов: е - плоский; ж - шаровидный; э - яйцевидный; и - шарнирный; к - цилиндрический; л - седловидный 121. Некоторые виды мышц а - прямые; б - двубрюшные; в - широкие; г - двуперистые; д - перистые; е - двуглавые; ж - одноглавые или веретенообразные 122. Схемаработы некоторых костей и мышц а - голова как р^хчаг первого рода (позвоночник - опора, масса головы - груз, мышца - сила); б - челюсти - р^гчаги третьего рода (сустав - опора, еда - груз, жевательная мышца - сила); в - стопа, опирающаяся на пальцы - рычаг второго рода по форме - дельтовидная, трапециевидная, круговая и т. д.; по месту расположения - подост-ная, надостная, поясничная, лобная, плеча, бедра, ягодичная и т.д.; по месту прикрепления - плече-лу-чевая, клювоплечевая и т. д.; по числу головок - двухглавая, трехглавая, четырехглавая; по направлению волокон - косая, прямая; по построению - полусухожильная, полуперепончатая. Работа мышц выражается в их сокращениях. В зависимости от характера движения они становятся толще, короче; части тела при этом приближаются или отдаляются, вращаются. Мышцы приводят в действие кости по принципу рычагов I, II и III родов (рис. 122): мышцы - прилагаемая сила, передвигаемая кость с мягкими частями - груз, суставы - точки опоры. Мышцы одеты в сухожильные ткани - футляры, отделяющие их от кожи и смежных мышц. Эти ткани называются фасциями - сухожильными пластинками. Слизистые сумки уменьшают трение мышц и сухожилий при их движении. Сесамовидные кости (от латинского названия плода растения кунжута) развиваются на участках сухожилий, где происходит сильное трение их о костные выступы, например у головки пясты и головки плюсны больших пальцев кисти руки и стопы. Рисование той или другой части или всей фигуры человека с одновременным изучением пластической анатомии позволяет студенту быстрее усвоить закономерную связь между внутренним и наружным строением форм человека, осознать их конструктивную и функциональную целесообразность. Изучение пластической анатомии вооружает студента знанием основных конструктивных узлов и опорных точек человеческой фигуры, с помощью которых он ясно видит в натуре и верно изображает в своем рисунке форму всей фигуры, ее частей в покое и в движении. Для целенаправленного освое- ния пластической анатомии, помимо изучения книг и анатомических рисунков, рисования скелета и гипсовых анатомических фигур, студент должен познать анатомическую структуру на живых людях: натурщиках, спортсменах и на самом себе. В конце работы над рисунком человеческой фигуры студенту полезно провести анатомический анализ, накладывая кальки и вписывая в законченный рисунок скелет и основные мышцы. 1. Голова человека. Анатомическое строение. Основные движения. Пропорции. Опорные конструктивные точки и применение их в рисовании Внешняя форма головы человека чрезвычайно сложна и многообразна (рис. 123); вместе с тем ее строение основывается на одинаковой для всех объектов анатомической, конструктивной структуре, которая определяет общий характер пластики ее форм, независимо от индивидуальных черт конкретного человека. В построении головы отражается ее внутренняя конструкция - структура костей черепа и располагающихся на нем мышц. Жестким основанием головы служит череп (рис. 124). Он состоит из значительного по объему мозгового раздела и относительно небольшого лицевого, на котором расположены наружные органы чувств, дыхания и питания. Основание черепа, слагаемое из основной и затылочной костей, сочленяется с позвоночным столбом атланто-затылочным суставом. Жесткую коробку свода черепа составляют: затылочная, лобная, две теменные и две височные кости. Опускаясь вниз, лобная кость образует внешний край глазных впадин, защищенных сверху надбровными буграми и дугами. Ниже располагается верхняя челюсть с грушевидным отверстием носа и верхним рядом зубов. С боков верх- Глава 4. Рисование и из-учение ч^.ловека 123. Исходное п^ожение головы с тремя главными плоскостями, на которые проектируются основные изображения 124. Череп 1- 2- надпереносье; глазница; 3- надбровная дуга; 4- верхняя челюсть; 5- скуловая кость; 6- носовая кость; 7- носовое (грушевидное) отверстие; 8- лобная кость; 9- лобный бугор; 10- скуловая дуга; - височная кость; 12- височная линия; 13- собачья ямка; 14- угол нижней челюсти; 15- подбородочные бугры; 16- теменная кость; 17- теменные бугры; 18- затылочная кость; 19- затылочный бугор; 20- сосцевидный отросток височной кости; 21- шейные позвонки; 22- седьмой шейный позвонок; 23- ключица; 24- яремная ямка; 25 - рукоятка грудины 125. Мышцы головы и шеи 1- лобная; 2- круговая глаза; 3- круговая рта; 4- поднимающая крыло носа и верхнюю губу; 5- жевательная; 6- височный пучок жевательный; 7- опускающая углы рта; 8- двубрюшная; 9- гортань; 10- грудино-ключично- /о/сцекваидюн?я<онная; 12- яремная ямка; 13- ключица; 14- малая и большая скуловые мышцы; 15- ланитная мышца нюю челюсть охватывают скуловые кости с уходящими назад, к ушным отверстиям, скуловыми дугами. Снизу череп завершает подвижная кость нижней челюсти с парным суставом у ее основания. Нижняя челюсть несет нижний ряд зубов и мощными жевательными мышцами может прижиматься к верхней. Мышцы лица делятся на жевательные и не совсем правильно называемые мимические (рис. 125). Жевательные мышцы, прикрепляясь к костям, управляют движением нижней челюсти и обладают большой силой. Мимические же мыщцы, вплетаясь своими окончаниями в мягкие ткани и кожу лица, позволяют нормально функционировать глазам, рту, носу при дыхании, питании, зрении, речи, а также выражают внутреннее эмоциональное состояние человека - мимику лица. Мозговая часть черепа покрыта тонкими плоскими мышцами, поэтому внешнюю форму лба, темени и затыл- ка образуют непосредственно кости. Кости лицевой части служат основой его пространственной структуры, но внешнюю пластическую форму его определяет сложный покров хрящей, мыщц и жирового слоя. В силу этого форма свода черепа относительно проста и статична, а форма лица необычайно сложна и подвижна. Для того чтобы возможно полнее представить характер объемной формы головы (рис. 126), ее следует не только внимательно рассмотреть со всех сторон (спереди, сбоку, сзади, сверху и снизу), но и сделать так называемые характерные разрезы в основных плоскостях (фронтальной, профильной и горизонтальных). Пластика головы познается также с помощью целого ряда анатомических пунктов - узлов (опорных точек или маяков) и линий. Так, например, при виде спереди форму головы определят: лобные бугры, надбровные дуги, височные линии, глазничные впадины, основание и крылья носа, углы рта, подбородочные бугры, макушка, теменные бугры, углы нижней челюсти, скуловые кости. Маяками боковых частей головы являются: макушка, ушные отверстия, затылочный, теменной, лобный и надбровный бугры, кончик и основание 126. Схемы исходных изображений головы и шеи с пометкой основных анатомических пунктов а - спереди; б - сбоку; в - сзади; г - снизу (шея показана в разрезе); д - разрез головы по глазам и скуловтм костям; е - сверху; ж - основные пункты и линии для рисования 127. Возможности движения головы по отношению туловища а - наклон вперед и назад; б - за счет поперечн1х перемещений шейн1х позвонков; в - наклон вбок; г - повороты вправо, влево 128. Принципиальные а - схематические б - изображения головы в -с разных точек зрения при исходном положении; при наклоне вбок; назад; г - вперед 1 ... 8 9 10 11 12 13 14 ... 29 |
|