Главная » Книги и журналы

1 ... 8 9 10 11 12 13 14 ... 29



пластической анатомии или его логической конструктивной основой, будет прочным и не будет поддаваться капризу временной фантазии.

Изучение фигуры принято начинать с рисования скульптуры по нескольким причинам. Главный объект скульптуры - человек. Она его передает многогранно: показывает всю фигуру, лицо, наиболее типичные движения, сложные переживания, характер; рассказывает о внутреннем мире, стремлениях, порывах, надеждах. Скульптура тесно связана с архитектурой.

Как элемент синтеза искусств, рисование неподвижной скульптуры позволяет учащемуся спокойно вести рисунок, обращая главное внимание на основные закономерности построения фигуры человека и ее частей, тогда как рисование живого человека, меняющего в какой-то мере во время работы позу, требует большего напряжения и

больших знаний взаимной связи частей тела между собой. Скульптурные изображения, созданные выдающимися художниками и в известной мере обобщенные ими, приучают учащихся в последующем при переходе к рисованию живого человека отбирать существенное и отбрасывать случайное как при изображении всей фигуры, так и ее деталей. Одноцветная и, как правило, однофак-турная скульптура, особенно гипсовая, позволяет лучше прослеживать и передавать форму средствами светотени, в отличие от живой фигуры, цвет и фактура которой в известной мере усложняют изображение формы, ставя перед учащимся сложные дополнительные задачи.

Одновременно с рисованием внешней пластической формы человеческой фигуры учащемуся необходимы целенаправленные знания пластической анатомии и узловых характерных точек фигуры человека, опираясь на которые



108 Глава 4. Рисование и и^ч^ие ч^.в^а

можно верно и быстро решить сложные

задачи художественной композиции:

структуры, ритмики движения, масштабности, пропорций, светотени, контраста и нюанса, а также перспективных сокращений формы.

В медицине анатомия охватывает

много специальных, сугубо профессиональных вопросов. В изобразительном

же искусстве обычно изучается пластическая анатомия человека или животного, устанавливающая закономерную связь между внешними визуальными

формами (в движении) с их внутренним строением.

Изучение пластической анатомии

надо начинать со скелета-каркаса - основы человеческого тела. Кости скелета служат опорой для всех частей

тела и защитой его внутренних органов. Изучение формы отдельных костей

и мышц необходимо связывать с их

функциональным назначением.

Для плодотворного применения в

рисунке знаний пластической анатомии

вслед за изучением внешнего вида и внутренней конструкции тела человека студенту показываются возможные движения и происходящие при этом пластические изменения формы отдельных частей или всей фигуры.

Изучение пластической анатомии

дает студенту теоретические и практические знания, обогащает ум, обостряет

видение формы. На начальном этапе учебы человек-натурщик должен ставиться в исходное - вертикальное положение.

Построение человеческой фигуры следует базировать на системе осей и

плоскостей, соответственно системе прямоугольных координат. Они позволяют верно поставить фигуру, сделать ряд характерных сечений ее и точно соотнести абсолютные размеры всех

ее частей. На рис. 117 показаны три

основные оси и проведенные через них плоскости, на которые проектируются

изображения стоящей в исходном положении фигуры. Для изучения отдельных частей берутся другие частные оси и плоскости, параллельные основным.

Наблюдая фигуру человека в исходном положении, можно отметить ярко выраженное деление ее на основные элементы: туловище, состоящее в свою очередь из тазовой, поясничной и грудной частей; голову с шеей; верхние и нижние конечности (рис. 118, 119). В этом случае все кости располагаются симметрично относительно вертикальной плоскости, проходящей через середину тела. Почти все кости парные. Исключением являются позвонки, грудина и нижняя челюсть. Отдельно взятая парная кость - асимметрична, а непарная - симметрична.

При рассмотрении скелета и тела человека со всех сторон делаем важный для дальнейшего изучения и рисования вывод: смежные кости не лежат на одной прямой, а суставы, их соединяющие, не следуют направлению ни одной из соединяемых ими костей, а имеют собственное (третье) направление. Разъединяя кости в суставах и рассматривая их отдельно, видим большое разнообразие их форм в зависимости от функционального назначения.

Длинные кости, у которых продольный размер значительно больше поперечного, представляют собой рычаги, приводимые в действие мышцами. К ним относятся кости бедра, голени, предплечья, плеча и ключицы. Их трубчатое полое строение создано природой для большей прочности при одновременном облегчении массы. В меньшей мере этими качествами обладают более короткие кости этой группы: плюсны, пясты, фаланги пальцев кисти руки и ступни.

Каждая длинная трубчатая кость состоит из средней части - тела и двух расширенных концов, утолщенных для образования сустава и для большей крепости при передаче сжатия и растяжения в суставах.

Короткие кости (позвонка, запястья, плюсны) имеют приблизительно равные поперечные и продольные размеры. Продольные и поперечные размеры плоских костей (лопатки, таза, грудины) превосходят их толщину. В смешанных костях (основная кость черепа,




119. Исходные виды мускулатуры

- спереди; б - сбоку;

- сзади

ребра) сочетаются признаки длинных, коротких и плоских костей.

Сочленяются кости посредством соединительной ткани в суставах ноги, руки, хрящей в позвонках, ребрах и грудине, а в черепе при помощи швов истинных и ложных. Виды соединения костей, сопряжений суставов и возможные движения их изображены на рис. 120. Форма суставн^хх поверхностей зависит от функционального назначения сустава.

Система костей, мышц и сухожилий образует подвижную вантовую систему, управляемую сознательно или инстинктивно. Мышцы (рис. 121) осуществляют движение тела и его частей, а также фиксацию их различных положений. Они прикрепляются к костям и соединяются между собой при помощи

сухожилий. Мышцы играют большую роль в образовании пластики, осанки тела и выразительности его внешнего рельефа. Средняя масса мышц у мужчин -36% от всего тела, у женщин - 32%, а у физически тренированных людей иногда достигает 50%.

Кровеносная система доставляет мышцам питательные вещества, а нервная система управляет их действиями. При нарушении этих связей мышцы слабеют и перестают действовать. Слово мышцы или мускул произошло от латинского слова мускулюс - мышонок, так как некоторые мышцы напоминают форму мыши, бегущей под кожей. У обоих имеется веретенообразное брюшко, головка и хвостик.

Названия мышцам были даны по следующим признакам:

по роду их действия - сгибатели, разгибатели, отводящие и приводящие, жевательные;

а

в






120. Схема различных сочленений костей посредством:

а - хрящя;

б - соединительной ткани;

в - костной ткани;

г - зубчатого шва (истинного

и ложного);

д - клиновидного

соединения; схематические

вид^1 суставов: е - плоский;

ж - шаровидный;

э - яйцевидный;

и - шарнирный;

к - цилиндрический;

л - седловидный

121. Некоторые виды мышц

а - прямые;

б - двубрюшные;

в - широкие;

г - двуперистые;

д - перистые; е - двуглавые;

ж - одноглавые или

веретенообразные

122. Схемаработы некоторых костей и мышц а - голова как р^хчаг первого рода (позвоночник - опора, масса головы - груз, мышца - сила); б - челюсти - р^гчаги третьего рода (сустав - опора, еда - груз, жевательная мышца - сила); в - стопа, опирающаяся на пальцы - рычаг второго рода



по форме - дельтовидная, трапециевидная, круговая и т. д.;

по месту расположения - подост-ная, надостная, поясничная, лобная, плеча, бедра, ягодичная и т.д.;

по месту прикрепления - плече-лу-чевая, клювоплечевая и т. д.;

по числу головок - двухглавая, трехглавая, четырехглавая;

по направлению волокон - косая, прямая;

по построению - полусухожильная, полуперепончатая.

Работа мышц выражается в их сокращениях. В зависимости от характера движения они становятся толще, короче; части тела при этом приближаются или отдаляются, вращаются.

Мышцы приводят в действие кости по

принципу рычагов I, II и III родов (рис. 122): мышцы - прилагаемая сила, передвигаемая кость с мягкими частями - груз, суставы - точки опоры. Мышцы одеты в сухожильные ткани - футляры, отделяющие их от кожи и смежных мышц. Эти ткани называются фасциями - сухожильными пластинками. Слизистые сумки уменьшают трение мышц и сухожилий при их движении.

Сесамовидные кости (от латинского

названия плода растения кунжута) развиваются на участках сухожилий, где происходит сильное трение их о костные выступы, например у головки пясты и головки плюсны больших пальцев кисти руки и стопы.

Рисование той или другой части или

всей фигуры человека с одновременным изучением пластической анатомии позволяет студенту быстрее усвоить закономерную связь между внутренним и наружным строением форм человека, осознать их конструктивную и функциональную целесообразность.

Изучение пластической анатомии

вооружает студента знанием основных конструктивных узлов и опорных точек

человеческой фигуры, с помощью которых он ясно видит в натуре и верно

изображает в своем рисунке форму всей фигуры, ее частей в покое и в движении. Для целенаправленного освое-

ния пластической анатомии, помимо изучения книг и анатомических рисунков, рисования скелета и гипсовых анатомических фигур, студент должен познать анатомическую структуру на живых людях: натурщиках, спортсменах и на самом себе. В конце работы над рисунком человеческой фигуры студенту полезно провести анатомический анализ, накладывая кальки и вписывая в законченный рисунок скелет и основные мышцы.

1. Голова человека.

Анатомическое строение. Основные движения. Пропорции.

Опорные конструктивные точки и применение их в рисовании

Внешняя форма головы человека чрезвычайно сложна и многообразна (рис. 123); вместе с тем ее строение основывается на одинаковой для всех объектов анатомической, конструктивной структуре, которая определяет общий характер пластики ее форм, независимо от индивидуальных черт конкретного человека. В построении головы отражается ее внутренняя конструкция - структура костей черепа и располагающихся на нем мышц.

Жестким основанием головы служит череп (рис. 124). Он состоит из значительного по объему мозгового раздела и относительно небольшого лицевого, на котором расположены наружные органы чувств, дыхания и питания. Основание черепа, слагаемое из основной и затылочной костей, сочленяется с позвоночным столбом атланто-затылочным суставом. Жесткую коробку свода черепа составляют: затылочная, лобная, две теменные и две височные кости. Опускаясь вниз, лобная кость образует внешний край глазных впадин, защищенных сверху надбровными буграми и дугами. Ниже располагается верхняя челюсть с грушевидным отверстием носа и верхним рядом зубов. С боков верх-



Глава 4. Рисование и из-учение ч^.ловека



123. Исходное п^ожение головы с тремя главными плоскостями, на которые проектируются основные изображения

124. Череп

1- 2-

надпереносье;

глазница; 3- надбровная

дуга; 4- верхняя челюсть;

5- скуловая кость;

6- носовая кость;

7- носовое (грушевидное) отверстие; 8- лобная кость;

9- лобный бугор;

10- скуловая дуга; - височная кость;

12- височная линия;

13- собачья ямка; 14- угол нижней челюсти;

15- подбородочные бугры;

16- теменная кость;

17- теменные бугры;

18- затылочная кость;

19- затылочный бугор;

20- сосцевидный отросток височной кости; 21- шейные позвонки; 22- седьмой шейный позвонок; 23- ключица; 24- яремная ямка; 25 - рукоятка грудины




125. Мышцы головы и шеи

1- лобная; 2- круговая глаза; 3- круговая рта;

4- поднимающая крыло носа и верхнюю губу;

5- жевательная;

6- височный пучок жевательный;

7- опускающая углы рта;

8- двубрюшная; 9- гортань; 10- грудино-ключично-

/о/сцекваидюн?я<онная;

12- яремная ямка;

13- ключица; 14- малая

и большая скуловые мышцы; 15- ланитная мышца

нюю челюсть охватывают скуловые кости с уходящими назад, к ушным отверстиям, скуловыми дугами. Снизу череп завершает подвижная кость нижней челюсти с парным суставом у ее основания. Нижняя челюсть несет нижний ряд зубов и мощными жевательными мышцами может прижиматься к верхней.

Мышцы лица делятся на жевательные и не совсем правильно называемые мимические (рис. 125). Жевательные мышцы, прикрепляясь к костям, управляют движением нижней челюсти и обладают большой силой. Мимические же мыщцы, вплетаясь своими окончаниями в мягкие ткани и кожу лица, позволяют нормально функционировать глазам, рту, носу при дыхании, питании, зрении, речи, а также выражают внутреннее эмоциональное состояние человека - мимику лица.

Мозговая часть черепа покрыта тонкими плоскими мышцами, поэтому внешнюю форму лба, темени и затыл-

ка образуют непосредственно кости. Кости лицевой части служат основой его пространственной структуры, но внешнюю пластическую форму его определяет сложный покров хрящей, мыщц и жирового слоя. В силу этого форма свода черепа относительно проста и статична, а форма лица необычайно сложна и подвижна.

Для того чтобы возможно полнее представить характер объемной формы головы (рис. 126), ее следует не только внимательно рассмотреть со всех сторон (спереди, сбоку, сзади, сверху и снизу), но и сделать так называемые характерные разрезы в основных плоскостях (фронтальной, профильной и горизонтальных). Пластика головы познается также с помощью целого ряда анатомических пунктов - узлов (опорных точек или маяков) и линий. Так, например, при виде спереди форму головы определят: лобные бугры, надбровные дуги, височные линии, глазничные впадины, основание и крылья носа, углы рта, подбородочные бугры, макушка, теменные бугры, углы нижней челюсти, скуловые кости.

Маяками боковых частей головы являются: макушка, ушные отверстия, затылочный, теменной, лобный и надбровный бугры, кончик и основание









126. Схемы исходных

изображений головы и

шеи с пометкой

основных анатомических

пунктов а - спереди; б - сбоку; в - сзади; г - снизу (шея

показана в разрезе);

д - разрез головы по глазам

и скуловтм костям;

е - сверху; ж - основные

пункты и линии для рисования

127. Возможности движения головы по отношению туловища

а - наклон вперед и назад;

б - за счет поперечн1х

перемещений шейн1х

позвонков; в - наклон вбок; г - повороты вправо, влево




128. Принципиальные а -

схематические б -

изображения головы в -с разных точек зрения

при исходном положении; при наклоне вбок; назад; г - вперед



1 ... 8 9 10 11 12 13 14 ... 29
Яндекс.Метрика